Είναι. Σοφόν τό σαφές   ISSN 2226 - 0897
Русский >English Научное рецензируемое периодическое сетевое издание

Философские и теологические исследования современности.

Немецкий идеализм: истоки и влияния. Античная традиция и патристика.

Схоластическая традиция и ренессансный гуманизм. Рецензии. Аннотации.

Методологические штудии. Thesaurus. Карта сайта einai.ru

Том 2, № 1/2 (3/4) 2013 "EINAI: Проблемы философии и теологии"
Главная страница
Актульный номер
Архив
Поиск от Google
Поиск от Яндекс
О нас (About us)
О центре
Цели издания
История издания
Ответственные редакторы
Редакторы
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Рецензенты
Авторы
Издатели
Родственные издания
Приём рукописей
Контакты (Contacts)
 
Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие к публикации русского перевода
трактата Нила Кавасилы «Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что “нет ничего нетварного кроме Божественной природы”. Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства»

Д. И. МАКАРОВ

PDF текст в PDF, 109 kb.

Св. Нил Кавасила (конец XIII в. – март 1363) <1>, следующий после св. Григория Паламы (ум. 14 (27). 11. 1357, митрополит в 1350–1357) митрополит Фессалоникийский (июль 1361 – март 1363, о причинах задержки с занятием кафедры ученые спорят) – один из выдающихся православных богословов – догматистов и полемистов – поздневизантийского периода и одна из крупнейших личностей своей эпохи <2>. Даже мыслитель-антипаламит Димитрий Кидонис, впоследствии ставший идейным оппонентом святителя, признавал, что по глубине любомудрия Нилу Кавасиле при жизни не было равных, «к тому же и нрав он имел такой, что подобает любомудрию…» [Mercati 1931, 391.7–10, цит. 8–9]. Поэтому святитель у всех пользовался безупречной репутацией [ibid., 391.10].

Нил Кавасила – автор трактатов, посвященных полемике с антипаламитами и с латинским учением о Filioque <3>. Как богослов, он сочетал строгую приверженность Писанию и Преданию Церкви с обширной философской образованностью, глубиной и систематичностью мысли [ср.: Kislas 2001, 133]. Будучи одним из авторов Томоса константинопольского собора 1351 г. [ibid., 25, 48–49], в период между июлем 1361 г. и первой половиной 1362 г. Нил Кавасила внес решающий вклад в анафематствование Никифора Григоры, хотя до этого около двух десятилетий являлся его другом [ibid., 50–51].

Такое внимание Кавасилы к антипаламитскому движению вызвано частичным ростом антипаламитских и латинофильских настроений в византийском обществе при Иоанне V Палеологе. Планы этого императора по подчинению Православной Церкви Константинопольского патриархата Римскому престолу нашли отражение, в частности, в изданном им хрисовулле от 15 декабря 1355 г. <4> Богословские источники политического латинофильства Нил Кавасила видел в трудах Иоанна Векка, Константина Мелитениота и Никифора Влеммида [ibid., 62] <5>, но наряду с собственными, «доморощенными» латинофилами он подробно критикует и Фому Аквинского – в частности, в своем главном труде, «Пяти словах об исхождении Святого Духа» <6>, пожалуй, наиболее авторитетном после сочинений Фотия византийском трактате на эту тему.

В настоящей публикации мы предлагаем вниманию читателя другой, не столь объемный, трактат Нила Кавасилы «Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что “нет ничего нетварного кроме Божественной природы”. Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства», или (по краткой формуле издателя, основанной на первых словах трактата) «Правило богословия». О. Феофил Кислас называет его первым среди исихастских трактатов богослова [ibid., 66, 75], указывая на значимость этого текста, написанного, по всей видимости, «по свежим следам» после собора 1351 г. Уже само название подчеркивает полемический характер трактата: противник, с которым ведется диалог, – антипаламит, и почти наверняка – Никифор Григора.

Сочинение это оказало влияние на византийскую богословскую литературу XIV в. Обращались к нему как представители антипаламитского лагеря, так и последователи Паламы. Фрагменты из этого трактата монах-антипаламит Нифон цитирует между выдержками из Соборного томоса 1351 г. <7> Подобная рядоположенность подчеркивает более или менее равное значение обоих текстов в понимании Нифона, поскольку это главные тексты (наряду с трудами самого Григория Паламы), с которыми Нифон собирается спорить и основные положения которых опровергает. В свою очередь, точная цитата из 14 главы трактата встречается во «Втором слове о Свете Фаворском» паламита св. Филофея Коккина (скорее всего, 1375–1376 гг. <8>): «[Это] тем более [верно] применительно к реалиям Божественным, в которых, согласно богомудрым отцам, “…различные [виды] единства преобладают над различиями и предшествуют им…” <9>, не упраздняя эти различия и не испытывая никакого затруднения, которое было бы ими вызвано» <10>. Вероятно, данная мысль восходит к периоду совместной работы Нила и Филофея над Томосом собора 1351 г., вскоре после которого, как уже было отмечено, Нил, видимо, и написал свой трактат <11>.

Таким образом, перед нами – важный памятник паламитской мысли, заслуживающий подробного рассмотрения и анализа. В частности, в этом трактате, отталкиваясь от обсуждаемой в ходе паламитстких споров цитаты из творений Григория Нисского «нет ничего нетварного, кроме Божественной природы», Нил Кавасила подробно аргументирует мысль о том, что различие между сущностью и энергией в Боге не делает Божественные энергии тварными – аналогично тому, как и различие между сущностью и ипостасями (в котором никто не сомневается) не делает тварными ипостаси. Помимо данной центральной темы в трактате затрагивается множество других. Отчасти они, наряду с историческими реалиями теологических споров в Византии времени написания трактата, освещены в комментариях к публикуемому тексту перевода, а также в статье Д. С. Бирюкова, завершающей настоящую публикацию.

Перевод осуществлен мною по критическому изданию о. Мануэля Кандаля [Candal 1957, 237–266]. Примечания мои и Д. С. Бирюкова (помечены: Д. Б.). Атрибуция цитат, за исключением специально оговоренных случаев, сделана издателем.

Ниже приведена библиография трудов, ссылки на которые имеются в настоящем предисловии и комментариях к переводу.

Список литературы:

Basile de Césarée 1968 – Basile de Césarée. De spiritu sancto // Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit / Ed. by Benoit Pruche, 2nd ed. Paris: Du Cerf, 1968 (Sources chrétiennes, 17 bis).
Candal 1945 – Candal Μ. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de processione Spiritus Sancti: novum e vaticanis codicibus subsidium ad historiam theologiae Byzantinae saeculi XIV plenius elucidandam. Città del Vaticano, 1945 (Studi e Testi, 116).
Candal 1950 – Candal M. Fuentes Palamíticas. Diálogo de Jorge Facrasí sobre el contradictorio de Pálamas con Nicéforo Grégoras // Orientalia Christiana Periodica. Vol. 16 (1950). P. 303–357.
Candal 1957 – Candal M. La «Regla teológica» de Nilo Cabásilas // Orientalia Christiana Periodica. Vol. 23 (1957).
GNO 1960 – Gregorii Nysseni opera. / Εd. W. Jaeger, vol. 1–10. Leiden: Brill, 1960–1990. Vol. 1, 1960.
Ioannes Cantacuzenus 1987 – Ioannes Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primum editae / Ed. E. Voordeckers, F. Tinnefeld. Leuven: UP; Turnholt: Brepols, 1987 (Corpus Christianorum. Series Graeca, 16).
Hinterberger 2004 – Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I. // Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze: Leo S. Olschki, 2004.
Kislas 2009 – Kislas T., hiérom. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Intr., texte crit., trad. et notes par hiérom. Théophile Kislas. Paris: Du Cerf, 2001.
Makarov 2010 – Makarov D. The Holy Spirit as Life and Energy. The Treatment of Athanasius’ Ad Serapionem I, 20–21 in the Late Thirteenth Century and its Implications for the Hesychast Controversy // Byzantion. Vol. 80 (2010). P. 197–246.
Mercati 1931 – Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Città del Vaticano, 1931 (Studi e Testi, 56).
Podskalsky 1977 – Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz. Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14./15. Jh.), seine systematische Grundlagen und seine historische Entwicklung. München: C. H. Beck., 1977 (Byzantinisches Archiv, 15).
Pseudo-Dionysius Areopagita 1990 – Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus / Hrsg. v. B. R. Suchla, Berlin: Walter de Gruyter, 1990 (Patristische Texte und Studien, 33).
Regesten 1965 – Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches / Bearb. von F. Dölger. 5. Teil (Schluss). Regesten von 1341–1453 / Unter verantwortlicher Mitarbeit von P. Wirth. München; Berlin: C. H. Beck 1965.
Rigo 1988 – Rigo A. L’Epistola a Menas di Gregorio Palamas e gli effetti dell’orazione // Cristianesimo nella storia. Vol. 9 (1988).
Tinnefeld 1994 – Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones im Vat. Gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis // Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii / Ed. A. Schoors et P. Van Deun. Leuven: Peeters, 1994 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 60).
Бирюков 2009 – Бирюков Д. С. Св. Григорий Палама // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб., 2009 (Византийская философия. Т. 4, 5; Smaragdos Philocalias). Т. 2. С. 448–466.
Георгий Факрасис 2009 – Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009 (Smaragdos Philocalias).
Дунаев 2009 – Дунаев А. Г. Примечания // Свт. Григорий Палама. Полемика с Акиндином / Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2009. С. 202;
ИАБ 2004 – Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей и науч. ред. С.С. Хоружего. М., 2004.
Макаров 2013 – Макаров Д. И. Три заметки о датировке «Двух слов о Свете Фаворском» св. Филофея Коккина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2013. Вып. 5. С. 63–69.
Макаров, Беневич 2009 – Макаров Д. И., Беневич Г. И. Св. Нил Кавасила // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб., 2009 (Византийская философия. Т. 4, 5; Smaragdos Philocalias). Т. 2. С. 524–530.
Филотей Кокин 2011 – Филотей Кокин. De Domini luce (За Таворската светлина). Editio princeps / Изд. на текста и пер. от среднов. грецки П. Янева. София: Изток-Запад, 2011 (Bibliotheca Christiana. Series Nova, 18).


1 См.: ИАБ 2004, 411. Подробнее см.: Макаров, Беневич 2009, 524–530.
2 См.: Kislas 2001, 57, 145. Cр. о почитании св. Нила в последние годы жизни и сразу после смерти: ibid., 58–59.
3 Частично издан его трактат, посвященный опровержению Филиокве и учения о силлогизмах как адекватном способе богопознания: Candal 1945, 188 f.; см. также анализ предисловия к основному труду Нила Кавасилы против Filioque, посвященного критике силлогизмов в богословии: Podskalsky 1977. Столь ревностное опровержение приложения силлогизмов к познанию Бога могло быть вызвано идеями византийских томистов и неосхоластов, и в частности, Прохора Кидониса, писавшего о том, что «…всякая истина – либо предпосылка силлогизма, либо силлогизм» [Tinnefeld 1994, 520.(9)]. Сходных взглядов с Нилом придерживался Иоанн VI Кантакузин; см., в частности: Ioan. Cantac. Ref. Cyd. et Disp. 12.8.1–15.9.57 (по изд.: Ioannes Cantacuzenus 1987). Ср.: 1 Кор. 2:1–3:20.
4 См.: RegImp V: 3052 [Regesten 1965, 42–43]; воспроизведен в: Kislas 2001, 27–28.
5 По крайней мере, по отношению ко Влеммиду это несправедливо. Ср. нашу аргументацию: Makarov 2010, 197–246.
6 Критическое издание греческого текста с параллельным французским переводом: Candal 1945, 174–419.
7 В PG опубликовано под именем Димитрия Кидониса, см.: Dem. Cyd. Adv. Greg. Palamam, PG 154, 845B = Nilus Cab. Reg. theol. 250.5–6, PG 154, 845D = Nilus Cab. Reg. theol. 248.4 (цитирование точное, в отличие от первого случая). О Нифоне и причинах ложной атрибуции его трактата в PG (вслед за Vatic. Graec. 677, ff. 15–22) см. энциклопедическую справку в: Rigo 1988, 60–61, n. 10. Риго датирует трактат временем второго патриаршества Каллиста I (1355–1363) [ibid.].
8 См.: Макаров 2013.
9 Nilus Cab. Reg. theol. 256.15.
10 Пер. цит. по изд.: Филотей Кокин 2011, 112.4–7.
11 См.: Kislas 2009, 66, 75; Макаров, Беневич 2009, 530.

© Макаров Д.М, 2012

Поделиться ссылкой на эту статью в социальных сетях:

Последнее обновление этой страницы (last update of the web-page) - 26.07.2015

© Авторы статей "ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии", 2012 -2015
© Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), 2012 -2015
 

®"ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии"( www.einai.ru). Научное рецензируемое периодическое сетевое издание. ISSN 2226 - 0897. Научно-образовательный центр проблем философии, религии, культуры ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения), Россия. Свидетельство Роскомнадзора о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77- 48335

        Яндекс.Метрика