|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы этого сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. |
|
Предисловие к публикации русского перевода
трактата Нила Кавасилы «Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что “нет ничего нетварного кроме Божественной природы”. Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства»
Д. И. МАКАРОВ
текст в PDF, 109 kb.
Св. Нил Кавасила (конец XIII в. – март 1363) <1>, следующий после св. Григория Паламы (ум. 14 (27). 11. 1357, митрополит в 1350–1357) митрополит Фессалоникийский (июль 1361 – март 1363, о причинах задержки с занятием кафедры ученые спорят) – один из выдающихся православных богословов – догматистов и полемистов – поздневизантийского периода и одна из крупнейших личностей своей эпохи <2>. Даже мыслитель-антипаламит Димитрий Кидонис, впоследствии ставший идейным оппонентом святителя, признавал, что по глубине любомудрия Нилу Кавасиле при жизни не было равных, «к тому же и нрав он имел такой, что подобает любомудрию…» [Mercati 1931, 391.7–10, цит. 8–9]. Поэтому святитель у всех пользовался безупречной репутацией [ibid., 391.10].
Нил Кавасила – автор трактатов, посвященных полемике с антипаламитами и с латинским учением о Filioque <3>. Как богослов, он сочетал строгую приверженность Писанию и Преданию Церкви с обширной философской образованностью, глубиной и систематичностью мысли [ср.: Kislas 2001, 133]. Будучи одним из авторов Томоса константинопольского собора 1351 г. [ibid., 25, 48–49], в период между июлем 1361 г. и первой половиной 1362 г. Нил Кавасила внес решающий вклад в анафематствование Никифора Григоры, хотя до этого около двух десятилетий являлся его другом [ibid., 50–51].
Такое внимание Кавасилы к антипаламитскому движению вызвано частичным ростом антипаламитских и латинофильских настроений в византийском обществе при Иоанне V Палеологе. Планы этого императора по подчинению Православной Церкви Константинопольского патриархата Римскому престолу нашли отражение, в частности, в изданном им хрисовулле от 15 декабря 1355 г. <4> Богословские источники политического латинофильства Нил Кавасила видел в трудах Иоанна Векка, Константина Мелитениота и Никифора Влеммида [ibid., 62] <5>, но наряду с собственными, «доморощенными» латинофилами он подробно критикует и Фому Аквинского – в частности, в своем главном труде, «Пяти словах об исхождении Святого Духа» <6>, пожалуй, наиболее авторитетном после сочинений Фотия византийском трактате на эту тему.
В настоящей публикации мы предлагаем вниманию читателя другой, не столь объемный, трактат Нила Кавасилы «Слово краткое против неправильного понимания еретиками-акиндинистами слов божественного Григория Нисского, что “нет ничего нетварного кроме Божественной природы”. Здесь же о том, что не только природа Божественная нетварна, но вместе с ней и ее природные свойства», или (по краткой формуле издателя, основанной на первых словах трактата) «Правило богословия». О. Феофил Кислас называет его первым среди исихастских трактатов богослова [ibid., 66, 75], указывая на значимость этого текста, написанного, по всей видимости, «по свежим следам» после собора 1351 г. Уже само название подчеркивает полемический характер трактата: противник, с которым ведется диалог, – антипаламит, и почти наверняка – Никифор Григора.
Сочинение это оказало влияние на византийскую богословскую литературу XIV в. Обращались к нему как представители антипаламитского лагеря, так и последователи Паламы. Фрагменты из этого трактата монах-антипаламит Нифон цитирует между выдержками из Соборного томоса 1351 г. <7> Подобная рядоположенность подчеркивает более или менее равное значение обоих текстов в понимании Нифона, поскольку это главные тексты (наряду с трудами самого Григория Паламы), с которыми Нифон собирается спорить и основные положения которых опровергает. В свою очередь, точная цитата из 14 главы трактата встречается во «Втором слове о Свете Фаворском» паламита св. Филофея Коккина (скорее всего, 1375–1376 гг. <8>): «[Это] тем более [верно] применительно к реалиям Божественным, в которых, согласно богомудрым отцам, “…различные [виды] единства преобладают над различиями и предшествуют им…” <9>, не упраздняя эти различия и не испытывая никакого затруднения, которое было бы ими вызвано» <10>. Вероятно, данная мысль восходит к периоду совместной работы Нила и Филофея над Томосом собора 1351 г., вскоре после которого, как уже было отмечено, Нил, видимо, и написал свой трактат <11>.
Таким образом, перед нами – важный памятник паламитской мысли, заслуживающий подробного рассмотрения и анализа. В частности, в этом трактате, отталкиваясь от обсуждаемой в ходе паламитстких споров цитаты из творений Григория Нисского «нет ничего нетварного, кроме Божественной природы», Нил Кавасила подробно аргументирует мысль о том, что различие между сущностью и энергией в Боге не делает Божественные энергии тварными – аналогично тому, как и различие между сущностью и ипостасями (в котором никто не сомневается) не делает тварными ипостаси. Помимо данной центральной темы в трактате затрагивается множество других. Отчасти они, наряду с историческими реалиями теологических споров в Византии времени написания трактата, освещены в комментариях к публикуемому тексту перевода, а также в статье Д. С. Бирюкова, завершающей настоящую публикацию.
Перевод осуществлен мною по критическому изданию о. Мануэля Кандаля [Candal 1957, 237–266]. Примечания мои и Д. С. Бирюкова (помечены: Д. Б.). Атрибуция цитат, за исключением специально оговоренных случаев, сделана издателем.
Ниже приведена библиография трудов, ссылки на которые имеются в настоящем предисловии и комментариях к переводу.
Список литературы:
Basile de Césarée 1968 – Basile de Césarée. De spiritu sancto // Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit / Ed. by Benoit Pruche, 2nd ed. Paris: Du Cerf, 1968 (Sources chrétiennes, 17 bis).
Candal 1945 – Candal Μ. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de processione Spiritus Sancti: novum e vaticanis codicibus subsidium ad historiam theologiae Byzantinae saeculi XIV plenius elucidandam. Città del Vaticano, 1945 (Studi e Testi, 116).
Candal 1950 – Candal M. Fuentes Palamíticas. Diálogo de Jorge Facrasí sobre el contradictorio de Pálamas con Nicéforo Grégoras // Orientalia Christiana Periodica. Vol. 16 (1950). P. 303–357.
Candal 1957 – Candal M. La «Regla teológica» de Nilo Cabásilas // Orientalia Christiana Periodica. Vol. 23 (1957).
GNO 1960 – Gregorii Nysseni opera. / Εd. W. Jaeger, vol. 1–10. Leiden: Brill, 1960–1990. Vol. 1, 1960.
Ioannes Cantacuzenus 1987 – Ioannes Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primum editae / Ed. E. Voordeckers, F. Tinnefeld. Leuven: UP; Turnholt: Brepols, 1987 (Corpus Christianorum. Series Graeca, 16).
Hinterberger 2004 – Hinterberger M. Die Affäre um den Mönch Niphon Skorpios und die Messalianismus-Vorwürfe gegen Kallistos I. // Gregorio Palamas e oltre. Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV secolo bizantino / A cura di A. Rigo. Firenze: Leo S. Olschki, 2004.
Kislas 2009 – Kislas T., hiérom. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint-Esprit / Intr., texte crit., trad. et notes par hiérom. Théophile Kislas. Paris: Du Cerf, 2001.
Makarov 2010 – Makarov D. The Holy Spirit as Life and Energy. The Treatment of Athanasius’ Ad Serapionem I, 20–21 in the Late Thirteenth Century and its Implications for the Hesychast Controversy // Byzantion. Vol. 80 (2010). P. 197–246.
Mercati 1931 – Mercati G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ed altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Città del Vaticano, 1931 (Studi e Testi, 56).
Podskalsky 1977 – Podskalsky G. Theologie und Philosophie in Byzanz. Der Streit um die theologische Methodik in der spätbyzantinischen Geistesgeschichte (14./15. Jh.), seine systematische Grundlagen und seine historische Entwicklung. München: C. H. Beck., 1977 (Byzantinisches Archiv, 15).
Pseudo-Dionysius Areopagita 1990 – Pseudo-Dionysius Areopagita. De divinis nominibus / Hrsg. v. B. R. Suchla, Berlin: Walter de Gruyter, 1990 (Patristische Texte und Studien, 33).
Regesten 1965 – Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches / Bearb. von F. Dölger. 5. Teil (Schluss). Regesten von 1341–1453 / Unter verantwortlicher Mitarbeit von P. Wirth. München; Berlin: C. H. Beck 1965.
Rigo 1988 – Rigo A. L’Epistola a Menas di Gregorio Palamas e gli effetti dell’orazione // Cristianesimo nella storia. Vol. 9 (1988).
Tinnefeld 1994 – Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones im Vat. Gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis // Philohistôr. Miscellanea in honorem Caroli Laga septuagenarii / Ed. A. Schoors et P. Van Deun. Leuven: Peeters, 1994 (Orientalia Lovaniensia Analecta, 60).
Бирюков 2009 – Бирюков Д. С. Св. Григорий Палама // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб., 2009 (Византийская философия. Т. 4, 5; Smaragdos Philocalias). Т. 2. С. 448–466.
Георгий Факрасис 2009 – Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой Философом. Философские и богословские основания паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 2009 (Smaragdos Philocalias).
Дунаев 2009 – Дунаев А. Г. Примечания // Свт. Григорий Палама. Полемика с Акиндином / Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2009. С. 202;
ИАБ 2004 – Исихазм. Аннотированная библиография / Под общей и науч. ред. С.С. Хоружего. М., 2004.
Макаров 2013 – Макаров Д. И. Три заметки о датировке «Двух слов о Свете Фаворском» св. Филофея Коккина // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2013. Вып. 5. С. 63–69.
Макаров, Беневич 2009 – Макаров Д. И., Беневич Г. И. Св. Нил Кавасила // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2 т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. М.; СПб., 2009 (Византийская философия. Т. 4, 5; Smaragdos Philocalias). Т. 2. С. 524–530.
Филотей Кокин 2011 – Филотей Кокин. De Domini luce (За Таворската светлина). Editio princeps / Изд. на текста и пер. от среднов. грецки П. Янева. София: Изток-Запад, 2011 (Bibliotheca Christiana. Series Nova, 18).
1 См.: ИАБ 2004, 411. Подробнее см.: Макаров, Беневич 2009, 524–530.
2 См.: Kislas 2001, 57, 145. Cр. о почитании св. Нила в последние годы жизни и сразу после смерти: ibid., 58–59.
3 Частично издан его трактат, посвященный опровержению Филиокве и учения о силлогизмах как адекватном способе богопознания: Candal 1945, 188 f.; см. также анализ предисловия к основному труду Нила Кавасилы против Filioque, посвященного критике силлогизмов в богословии: Podskalsky 1977. Столь ревностное опровержение приложения силлогизмов к познанию Бога могло быть вызвано идеями византийских томистов и неосхоластов, и в частности, Прохора Кидониса, писавшего о том, что «…всякая истина – либо предпосылка силлогизма, либо силлогизм» [Tinnefeld 1994, 520.(9)]. Сходных взглядов с Нилом придерживался Иоанн VI Кантакузин; см., в частности: Ioan. Cantac. Ref. Cyd. et Disp. 12.8.1–15.9.57 (по изд.: Ioannes Cantacuzenus 1987). Ср.: 1 Кор. 2:1–3:20.
4 См.: RegImp V: 3052 [Regesten 1965, 42–43]; воспроизведен в: Kislas 2001, 27–28.
5 По крайней мере, по отношению ко Влеммиду это несправедливо. Ср. нашу аргументацию: Makarov 2010, 197–246.
6 Критическое издание греческого текста с параллельным французским переводом: Candal 1945, 174–419.
7 В PG опубликовано под именем Димитрия Кидониса, см.: Dem. Cyd. Adv. Greg. Palamam, PG 154, 845B = Nilus Cab. Reg. theol. 250.5–6, PG 154, 845D = Nilus Cab. Reg. theol. 248.4 (цитирование точное, в отличие от первого случая). О Нифоне и причинах ложной атрибуции его трактата в PG (вслед за Vatic. Graec. 677, ff. 15–22) см. энциклопедическую справку в: Rigo 1988, 60–61, n. 10. Риго датирует трактат временем второго патриаршества Каллиста I (1355–1363) [ibid.].
8 См.: Макаров 2013.
9 Nilus Cab. Reg. theol. 256.15.
10 Пер. цит. по изд.: Филотей Кокин 2011, 112.4–7.
11 См.: Kislas 2009, 66, 75; Макаров, Беневич 2009, 530.
© Макаров Д.М, 2012
Поделиться ссылкой
на эту статью в социальных сетях:
Последнее обновление этой страницы (last update of the web-page) -
26.07.2015
|