Είναι. Σοφόν τό σαφές   ISSN 2226 - 0897
Русский >English Научное рецензируемое периодическое сетевое издание

Философские и теологические исследования современности.

Немецкий идеализм: истоки и влияния. Античная традиция и патристика.

Схоластическая традиция и ренессансный гуманизм. Рецензии. Аннотации.

Методологические штудии. Thesaurus. Карта сайта einai.ru

Том 1, № 1/2 (1/2) 2012 "EINAI: Проблемы философии и теологии"
Главная страница
Актульный номер
Архив
Поиск от Google
Поиск от Яндекс
О нас (About us)
О центре
Цели издания
История издания
Ответственные редакторы
Редакторы
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Рецензенты
Авторы
Издатели
Родственные издания
Приём рукописей
Контакты (Contacts)
 
Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

От редакции

Так повелось, что ситуацию современности проще всего идентифициро-
вать, опознавая пафос ниспровержения традиции. Конечно, это ниспровер-
жение не состоит в прямолинейном отрицании, — его определяющим момен-
том является встроенный механизм демаркации актуального поля движения
опыта постольку, поскольку этот опыт накладывается на плотные отложения
закрепленных форм знания, выполняющих по преимуществу историографи-
ческую и мемориальную функции наследия и памятников мысли. Хайдеггер,
разработавший концепт «деструкции истории онтологии», выводит традицию
из сокрытия ее учредительного начала. Он говорит о необходимости сохранять
различие между усвоенными формами философского знания и усилиями мыс-
ли, в которых оно было получено. Не традицию важно возобновлять, мысля
вослед великим предшественникам и изображая из себя карликов на плечах
гигантов, а повторять по возможности само усилие мышления, даже если ги-
ганты окажутся у тебя на плечах, — то самое усилие, откуда вышла философия,
и которое никогда не возобновится, если всерьез полагать, что сумма предше-
ствующих усилий навсегда осталась в истории, в ее осадочном слое.

Это начало — как неоплаченный счет, который некому предъявить, коль
скоро и заимодавец, и ответчик как бы невзначай слились в одном лице. Но,
как это ни странно, демистификация «утраченных» начал не дала ожидаемого
результата, дух убитого не ожил в победителе. Похоже, прошло время, когда с
упоением рассуждали об исчезновении трансценденции, о смерти Бога, о сти-
рании различий. Теперь об этом говорят с неизбывной тоской. Трансценден-
ция исчезла незаметно, словно испарилась, и когда ее хватились, на ее месте
остался только след в виде клубящегося облака. Трансценденция опрокину-
лась, говоря словами Элиота, «Not with a bang but a whimper» («не с взрывом,
но с всхлипом»). И эти всхлипы мы повсеместно слышим как призывы к толерантности, к всеприятию, за которыми нет ничего, кроме попытки установить
строй всеобщего безразличия. Возможно, важнейшая цель на сегодня — пы-
таться возобновлять главные оппозиции человеческого существования. В этом
отказе философии от демобилизации, которая совершилась, когда она пере-
стала говорить о существе дела, об истоках и началах, видится шанс различить
неразлучимое — божественное в человеческом усилии быть, и сродное ему
безумие самомнения.

Мы надеемся, что наш журнал станет такой площадкой, где философская
претензия и теологический вопрос обретут взаимное поле уместности, так что
обращение вспять к началу Бытия, в согласии с естественным движением вре-
мени в прошлое, станет истоком всякий раз иной мысли о том же самом. Хоте-
лось бы, чтобы она случилась здесь — в опытах размышлений о современно-
сти; в критическом прояснении ее имплицитного истока в традиции немецкого
идеализма и тех формах мысли, что родились в этом апофеозе чистого мыш-
ления; в строгой школе схоластических дефиниций, отточенных в изощренных
университетских диспутах; в исследованиях текстов греческой и латинской па-
тристики и ее философского истока у греческих мыслителей.

Таково основное деление журнала по рубрикам, дополненное еще тре-
мя. Первая из них отдана исследованиям по методологии знания. Во второй
предполагается переиздание работ историко-философской тематики, принад-
лежащих выдающимся русским и зарубежным ученым. Тексты будут сопро-
вождаться экзегетическими комментариями. Планируется обсудить главным
образом малознакомые широкому читателю, печатавшиеся мизерными тира-
жами исследования, очерки, эссе и письма авторов, вошедших в портретную
галерею мировой науки и философии. В конце помещается раздел рецензий
и аннотаций, призванный послужить представлению достойных научного чи-
тательского интереса книг, что совершенно необходимо в нынешней ситуации
«взаимной друг друга неслышимости» для того, чтобы стать теми редкими со-
временниками, которые читают друг друга и совместными усилиями создают
единое мыслительное поле.

 

Поделиться ссылкой на эту статью в социальных сетях:

Последнее обновление этой страницы (last update of the web-page) - 26.07.2015

© Авторы статей "ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии", 2012 -2015
© Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), 2012 -2015
 

®"ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии"( www.einai.ru). Научное рецензируемое периодическое сетевое издание. ISSN 2226 - 0897. Научно-образовательный центр проблем философии, религии, культуры ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения), Россия. Свидетельство Роскомнадзора о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77- 48335

        Яндекс.Метрика