Είναι. Σοφόν τό σαφές   ISSN 2226 - 0897
Русский >English Научное рецензируемое периодическое сетевое издание

Философские и теологические исследования современности.

Немецкий идеализм: истоки и влияния. Античная традиция и патристика.

Схоластическая традиция и ренессансный гуманизм. Рецензии. Аннотации.

Методологические штудии. Thesaurus. Карта сайта einai.ru

Том 1, № 1/2 (1/2) 2012 "EINAI: Проблемы философии и теологии"
Главная страница
Актульный номер
Архив
Поиск от Google
Поиск от Яндекс
О нас (About us)
О центре
Цели издания
История издания
Ответственные редакторы
Редакторы
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Рецензенты
Авторы
Издатели
Родственные издания
Приём рукописей
Контакты (Contacts)
 
Лицензия Creative Commons
Материалы этого сайта доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотации статей ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии №1 (001) 2012

PDF текст в PDF, 263 kb.

Философские и теологические исследования современности

  • Исаков. А. Н. Бог и бытие: христианство и философия.

    Проблема совместимости Бытия и Бога – это фундаментальная проблема традирования философского знания, его зависимости от начальных условий, которые всегда требуют некоторого доопределения в конкретной культурно-исторической ситуации. Современная ситуация после Хайдеггера и неудачи экзистенциальной философии могут быть охарактеризованы как ослабление Бытия (термин Джанни Ваттимо). Возможно, одним из следствий этого будет усиление идеи Бога, ее роли как смыслообразующего фактора. Но очевидно, что сейчас весьма актуален осмысленный диалог философии и христианской теологии в общем концептуальном поле.

  • Секацкий А.К. Неспешность: онтологические и теологические аспекты.

    Ситуация современности обнажает онтологическое измерение скорости: мир в своих наиболее существенных моментах предстает как сумма скоростей. Аналитика повседневности при этом обнаруживает сужение диапазона, эрозию наиболее глубоких и основательных практик присутствия. В качестве «компенсирующей добродетели» выступает неспешность, прежде бывшая ограничивающим фактором рефлексии, неким препятствием понимания. Однако, поскольку хронопоэзис мира свидетельствует о слипании скоростей, неспешность становится нестираемым знаком препинания, предотвращающим падение в неразличимость.
    Анализируется роль неспешности в экономике, в искусстве и в повседневной коммуникации. Особое внимание обращается на судьбу произведения как привилегированной формы объективации человеческого присутствия.

  • Орлов Д.У. От конституирования к поэзису: герменевтический метод Хайдеггера.

    Существует ли мир за пределами интенций? Как известно, трансцендентальная феноменология Гуссерля отвечает на этот вопрос однозначно отрицательно. Хайдеггер не поддерживает введенный Гуссерлем принцип тотальности сознания. Он преодолевает интенциональность, следуя вопросу о бытии. В статье рассматриваются некоторые аспекты этого смещения акцентов умозрения, которое можно описывать как переход от трансцендентально-феноменологической установки к герменевтической.

Немецкий идеализм: истоки и влияния

  • Иванов В.Л. Principium omnium primum: место принципа противоречия в порядке экспликации понятия сущего в науке онтологии Христиана Вольфа.

    Статья посвящена истолкованию места первого принципа в онтологии Хр. Вольфа и определению сущностных черт этой науки. Сначала описывается положение принципа противоречия в научной дедукции «понятия сущего вообще» внутри первых двух секций «Ontologia» Вольфа. Кроме того, дается интерпретация содержательной взаимосвязи принципа противоречия и принципа достаточного основания. Во-вторых, значение принципа противоречия у Вольфа рассматривается в качестве «индикатора» особенного понимания метафизики как методически выстроенной науки онтологии, и на основании этого очерчивается специфическая форма новой, т. е. нововременной онтологии Вольфа в целом. Для сравнения дается краткая характеристика принципа противоречия в схоластической метафизике (на материале трактата Фр. Суареса). В итоге тематизируется причина исключительного значения принципа противоречия у Вольфа, и отмечается сдвиг в понимании метафизики как рациональной науки, произошедший в раннее Новое время.

  • Протопопов И.А. Проблема онтологического доказательства и понятие о трансцендентальном идеале в философии Канта.

    Статья посвящена проблеме онтологического доказательства существования Бога и понятию о трансцендентальном идеале в философии Канта. В противоположность «Критике чистого разума», в «докритический» период Кант был уверен в том, что имеется теоретическое доказательство существования Бога. Он представляет это его доказательство в ранних работах как «онтологическое», отличая его от картезианского аргумента, которое получит название «онтологического» только в его «Критике чистого разума». «Онтологический» аргумент Канта, устанавливаемый им исходя из общего понятия о бытии и реальной возможности, теряет в «Критике чистого разума» свое конститутивное значение и получает регулятивный статус трансцендентального идеала.

  • Иванов В.Л. «Метафизика» Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. Предисловие к переводу.

    Настоящая статья является введением к переводу предисловия и первой главы «Метафизики» А. Г. Баумгартена. Она содержит в себе биографию философа, проясняет жанровые и стилистические особенности этого сочинения, показывает немецкую школьную философию XVII–XVIII в. как контекст создания и восприятия этой книги. В статье приведен перевод синопсиса содержания «Метафизики» и кратко проанализированы некоторые содержательные моменты трактата онтологии как ее первой части.

  • Александр Готлиб Баумгартен. Метафизика (Предисловие. Пролегомены к метафизике. Часть 1. Онтология: Пролегомены. Гл.1). Пер. М.М. Позднева, В. Л. Иванова, Т. В. Антонова.

Схоластическая традиция и ренессансный гуманизм

Античная традиция и патрология

  • Варламова М.Н. Есть ли сила без материи? О бесконечной силе в «Физике» Аристотеля.

    Статья посвящена интерпретации бесконечной силы первого двигателя в "Физике" Аристотеля. В своем истолковании автор опирается на определение движения, композиции подвижного сущего и его начал. Первый двигатель выделяется из ряда физических вещей как то, что не имеет материи, поэтому его сила как начало движения для Неба требует дополнительного объяснения.

  • Карфикова Л. Имена и вещи согласно Евномию Кизическому и Григорию Нисскому. Пер. И. Г. Бея.

    Полемика каппадокийских братьев Василия Кесарийского и Григория Нисского с неоарианином Евномием, епископом Кизическим, относится к самым интересным богословским спорам IV в., в которых формулировалась христианская ортодоксия. Статья посвящена не богословскому содержанию данной полемики в целом, а понятию речи у Евномия и Григория, изложению их мнений о ее происхождении. В заключении рассматривается значение замечаний об античных теориях речи, используемых полемистами для иронического осмеяния мнения соперника.

  • Лурье В.М. Идентичность человеческой личности по Иоанну Филопону: физическое тело в пространстве и человеческое тело в воскресении. Часть 1.

    Главная причина затруднений при реконструкции учения Филопона о телесном воскресении – тотальная зависимость исследователей от кононитских источников (т. е. документов кононитов – той фракции монофизитов-тритеитов, которая разошлась с Филопоном именно по учению о воскресении). Даже халкидонит Тимофей Константинопольский зависит от кононитских источников.
    Конониты понимали термин Филопона εἶδος в качестве синонима термину σχῆμα, тогда как на самом деле он имел другое значение (душа как отделимая ἐντελέχεια тела и т. д.). Таким образом, знаменитый гордиев узел антифилопоновского кононитского флорилегия – нижеследующие слова Филопона о телесном воскресении:
    ܘܠܐ ܒܠܚܘܕ ܒܡܢܝܢܐ ܐܚܪ̈ܝܢ ܠܗ̇ܢܘܢ ܕܐܝܬܝܗܘܢ܆ ܐܠܐ ܘܠܐ ܫܘ̈ܝܝ ܒܐܕܫܐ ܠܗ̇ܢܘܢ.
    должен быть разрублен посредством эмендации:
    ܘܒܡܢܝܢܐ ܐܚܪ̈ܝܢ ܠܗ̇ܢܘܢ ܕܐܝܬܝܗܘܢ܆ ܐܠܐ ܫܘ̈ܝܝ ܒܐܕܫܐ ܠܗ̇ܢܘܢ.

  • Бирюков Д.С. Τό ἄπειρον: аспекты понимания у Иоанна Филопона, поздних платоников и св. Иоанна Дамаскина.

    В статье исследуется тема бесконечности у Иоанна Филопона, Иоанна Дамаскина и у представителей Александрийской неоплатонической школы. Показывается, что на фоне парадигмальной позиции Аристотеля, отрицающей существование актуальной и допускающей существование потенциальной бесконечности, обнаруживаются две крайние позиции: дискурс Филопона, исходя из отрицания существования актуальной бесконечности, склоняется в сторону отрицания и бесконечности потенциальной, сводя ее к актуальной, в то время как дискурс Дамаскина противоположен филопоновскому, и в рамках него допускается дискурс существования актуальной бесконечности как в Божественной, так и в тварной сферах.

  • Аммоний, Иоанн Филопон, Симпликий о «бесконечном»-«беспредельном»-«неопределенном». Переводы фрагментов сочинений. Пер. З. А. Барзах - pdf.

Методологические штудии

  • Ахутин А.В. «Омонимия» в переводе философских понятий.

    Перевод философских терминов наталкивается на особые трудности. Философское понятие, с одной стороны, глубоко связано с семантикой языка, внутри которого складывается. С другой стороны, предмет, к которому оно относится («мир», «природа», «сознание», само «понятие»…), как бы впервые возникает в своеобразной логике умозрения и определяется ею. Для философских систем в принципе отсутствует общий внефилософский тезаурус, которым можно было бы воспользоваться для перевода. Например, если греческие имена «идея» или «космос» используется сегодня для перевода соответствующих терминов греческой философии, возникает буквальная омонимия.

θησαυρός (Thesaurus)

  • Доватур А.И. Платон об Аристотеле.

    В статье «Платон об Аристотеле» (1966) А. И. Доватур анализирует похвальные слова Платона в адрес Аристотеля, сохранённые Vita Marciana и Vita Aristotelis Latina. Платон называл дом своего ученика «домом читателя», и когда Аристотеля не было среди слушателей, говорил: «ум отсутствует». Доватур усматривает в этих словах иронию, полагая, что философ сократической школы не мог всерьёз одобрять любви к чтению.

  • Позднев М.М. Платон об Аристотеле. Послесловие к публикации.

    Оценивая выводы автора статьи, приводим свидетельства книголюбия Платона, и отмечаем тенденцию биографа поставить эрудицию Аристотеля на службу философии его учителя. Признаём подлинность слов Платона, равно как и скрытую иронию, вызванную не столько страстью Аристотеля к чтению, сколько его скрупулёзностью, любовью к детали: широкая эрудиция, которой не умеет скрыть слушатель, бывает неприятна лектору.

Рецензии и аннотации.

 

Поделиться ссылкой на эту статью в социальных сетях:

Последнее обновление этой страницы (last update of the web-page) - 26.07.2015

© Авторы статей "ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии", 2012 -2015
© Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), 2012 -2015
 

®"ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии"( www.einai.ru). Научное рецензируемое периодическое сетевое издание. ISSN 2226 - 0897. Научно-образовательный центр проблем философии, религии, культуры ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения), Россия. Свидетельство Роскомнадзора о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77- 48335

        Яндекс.Метрика