Г. В. Вдовина, В. Л. Иванов. К публикации русского перевода VI Рассуждения из «Метафизических рассуждений» Франсиско Суареса

545 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

pdf

В настоящем номере журнала мы начинаем публикацию первого перевода на русский язык VI Рассуждения из «Метафизических рассуждений» Франсиско Суареса: «О формальном и универсальном единстве». Франсиско Суарес (1548–1617) — испанский теолог и философ, член Общества Иисуса, преподавал философию и теологию в коллегиях иезуитов в Сеговии, Вальядолиде и Риме, занимал кафедру профессора теологии в университетах Алькалы, Саламанки, а затем — в университете Коимбры. Помимо активной преподавательской деятельности, он опубликовал, начиная с 1590 г., большое количество сочинений по схоластической теологии, ряд трактатов по философии права, а также несколько церковно-политических сочинений полемического характера. Однако наибольшую известность Суаресу принесли, безусловно, «Метафизические рассуждения» (Disputationes Metaphysicae), — систематически организованный трактат из 54 рассуждений по основным метафизическим вопросам, изданный в 2 томах в Саламанке в 1597 г. Труд Суареса — наиболее значимый трактат по метафизике для всей схоластической философской традиции первой половины XVII в. Благодаря «Метафизическим рассуждениям» Суаресу суждено было стать известнейшим метафизиком ордена иезуитов и заслужить почетное имя Превосходного (или Преизрядного) учителя (Doctor Eximius). Однако влияние метафизики Суареса вовсе не ограничивается Обществом Иисуса. «Метафизические рассуждения» определили школьную философскую мысль почти на век вперед и стали образцовым произведением, с которым соотносил себя каждый из ученых, обсуждавших метафизические проблемы, даже если он принадлежал к конкурирующей школьной традиции — например, был скотистом или томистом. В XVII в. на труд Суареса ссылаются в своих трактатах ученые-католики, которые работали внутри непрерывной (с XIII в.) схоластической традиции. По образцу «Рассуждений» пишут свои сочинения и учебники по метафизике протестанты из университетов Империи и Нидерландов. И даже «новые философы», такие, как Декарт или Лейбниц, если и ссылаются на кого-то из школьных авторов («схоластов»), то прежде всего на Суареса и его метафизику. Без преувеличения можно сказать, что в истории поздней схоластической философии нельзя найти более влиятельного и популярного метафизического трактата. Суарес, пожалуй, — также наиболее известный философ поздней схоластики для современности. В этом, разумеется, есть и своя негативная сторона: его слава закрывает собой множество не менее интересных, а часто даже более оригинальных фигур — метафизиков и теологов XVII в.[1] Тем не менее, невозможно игнорировать тот факт, что никакому другому школьному философу XVI–XVII вв. не было посвящено за последние сто лет сколько-нибудь сравнимого количества исследовательских монографий и статей[2].

Данная публикация — продолжение работы над переводом «Метафизических рассуждений», начатой десять лет назад. Переводчик данного текста Г. В. Вдовина в 2007 г. уже опубликовала перевод первых пяти Рассуждений [Суарес 2007, 220–653][3], сопроводив его обширной вступительной статьей [Вдовина 2007], в которой разбирается статус[4] метафизики и анализируются проблемы, связанные с конституцией предмета метафизики у Суареса, т. е. понятия сущего как такового. Таким образом, мы призываем читателя воспринимать публикуемый нами текст не как отдельный трактат, но как часть большого сочинения, и при необходимости обращать свой взгляд на предшествующие пять Рассуждений. В первом Рассуждении Суарес разбирает вопрос о природе метафизики как первой науки, во втором рассматривает предмет метафизики, т. е. понятие сущего как такового, в третьем трактует о трансцендентальных свойствах или атрибутах сущего вообще, первым из которых оказывается единство. Соответственно, следующие четыре Рассуждения — с IV по VII — посвящены единству как первому трансцендентальному свойству сущего: в четвертом обсуждается трансцендентальное единство вообще, в пятом рассматривается вопрос об индивидуальном единстве и его принципе и, наконец, в шестом Суарес разбирает формальное или сущностное единство природы, а также универсальное единство[5]. Именно в VI Рассуждении содержится обсуждение проблематики, связанной с известным всем историкам философии так называемым «спором об универсалиях», — здесь Суарес представляет и детально обсуждает основные позиции, существовавшие по этому вопросу в схоластической мысли. В связи с «каноническим» (если так можно выразиться) статусом трактата Суареса для всей поздней схоластики имеются серьезные основания утверждать, что предложенное им рассмотрение проблемы универсального единства — одно из самых полных и детальных изложений результатов многовековой схоластической дискуссии. В силу большого объема указанного Рассуждения его текст публикуется по частям: в данном номере нашего журнала читателю предложен перевод первых трех из одиннадцати разделов, в следующем номере будет опубликовано продолжение из еще нескольких разделов.

Перевод с латыни выполнен Г. В. Вдовиной по электронному изданию текста «Метафизических рассуждений», доступному в Интернете по адресу: http://homepage.ruhr-uni-bochum.de/Michael.Renemann/suarez/index.html, которое, в свою очередь, воспроизводит текст испанского издания «Метафизических рассуждений» (F. Suárez, Disputationes Metaphysicae Disputaciones metafísicas. Vol. I–VII / Edic. y traduc. de S. Rábade Romeo, S. Caballero Sánchez and A. Puigcerver Zanón. Madrid: Gredos, 1960–1966), — последнего по времени издания полного текста трактата Суареса. Латинский текст был специально дополнительно сверен с текстом первого издания 1597 г.: «METAPHYSICARUM DISPUTATIONUM, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur, Tomus Prior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. SALMANTICAE. Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres. M. D. XCVII.». Автор комментария в сносках — В. Л. Иванов. Ссылки на Аристотеля в примечаниях даются по стандартной пагинации Беккера, ссылки на «Комментарий на Метафизику» Аверроэса — по старому изданию латинского перевода в Iuntina 1562 г., ссылки на «Метафизику» Авиценны (латинский средневековый перевод) — по изданию S. Van Riet 1977–1980 гг., ссылки на сочинения Августина — по стандартной пагинации в латинской патрологии Миня. Далее мы приводим список сочинений схоластически авторов и современных исследований, которые использовались нами в работе над переводом, комментарием и вступительной статьей.

 

 

Список литературы

 

Сочинения древних и средних школьных авторов

 

Antonius Andreae OFM 1523 — Antonii Andree Quaestiones subtilissimae super XII libros Metaphysicae Aristotelis. Venetiis: mandato et impensis Octaviani Scoti, 1523.

Aureoli 1605 — Petri Aureoli OFM Commentariorum in Secundum, Tertium, Quartum Sententiarum Libros, Pars Secunda & Quodlibeta. Roma: Ex Typographia Aloysij Zannetti, 1605.

Averroes 1562 — Aristotelis Stagiritae Metaphysicorum libri XIIII cum Averrois Cordubensis in eosdem commentariis // Aristotelis Opera cum Averrois Commentariis, Venetiis: apud Junctas, 1562. Vol. VIII, ff. 1r–340r.

Averroes 1953 — Averrois Cordubensis Commentarium magnum in Aristotelis De anima libros. Recensuit F. Stuart Crawford. CCAA: Versio latina, Vol. VI, 1. Cambridge, Mass., 1953.

Avicenna 1977–1980 — Avicenna latinus. Liber de philosophia prima sive scientia divina (I–X). Ed. S. Van Riet. 2 Vols. Louvain: Peeters; Leiden: Brill, 1977–1980.

Avicenna 1508 — Avicennae Logica // Avicennae Opera. Venetiis: mandato et impensis heredum Octaviani Scoti, 1508.

Bassolis OFM 1517 — Ioannis de Bassolis OFM Opera in IV Sententiarum libros Aurea. Parisiis: Typis Fr. Regnault et Io. Frellon, 1517.

Biel 1973 — Gabrielis Biel Collectorium circa IV libros Sententiarum. Prologus et Liber I. Ed. W. Werbeck et U. Hofmann. Tübingen: Mohr Siebeck, 1973.

Boethius 1966 — Porphyrii Isagoge, Translatio Boethii // Aristoteles Latinus I-6. Categoriarum Supplementa. Ed. L. Minio-Paluello adiuv. B. G. Dod. Bruges-Paris: Desclée De Brouwer, 1966.

Bonetus OFM 1505 — Nicolai Boneti OFM Metaphysica // Nicolai Boneti IV volumina. Venetiis: mandato et impensis heredum Octaviani Scoti, 1505.

Caietanus OP 1907 — Thomae de Vio Caietani OP Commentarium super Opusculum De ente et essentia Thomae Aquinatis. Romae: Ex Pontificia Officina Typographica, 1907.

Capreolus OP 1588 — Ioannis Capreoli OP In III libro Sententiarum Amplissimae Quaestiones. Venetiis: Apud heredem Hieronymi Scoti, 1588.

Duns Scotus OFM 1950ss. — Ioannis Duns Scoti OFM Ordinatio I-IV. // Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. I–XIV. Città del Vaticano: Typis Vaticanis, 1950–2014.

Duns Scotus OFM 1960-2004 — Ioannis Duns Scoti OFM Lectura I-III. // Ioannis Duns Scoti Opera omnia. Vol. XVI–XXI. Città del Vaticano: Typis Vaticanis, 1960-2004.

Duns Scotus OFM 1997a — Ioannis Duns Scoti Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis, Libri I–V, ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, and R. Wood // B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica III. St. Bonaventure, N.Y.: The Franciscan Institute, 1997.

Duns Scotus OFM 1997b — Ioannis Duns Scoti Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis, Libri VI–IX, ed. a G. Etzkorn, R. Andrews, G. Gál, R. Green, F. Kelly, G. Marcil, T. Noone, and R. Wood // B. Ioannis Duns Scoti OFM Opera Philosophica IV. St. Bonaventure, New York: The Franciscan Institute, 1997.

Duns Scotus OFM 1639 — Ioannis Duns Scoti OFM Reportata Parisiensia // Ioannis Duns Scoti. Opera omnia (editio Wadding). Tomus XI, Pars I. Lugduni: Durand, 1639.

Fonseca SJ 1589 — Petri Fonsecae SJ Commentariorum in Libros Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Tomus II. Continet hic tomus Quinti libri explicationem. Romae: Ex Officina Iacobi Tornerii, 1589.

Fonseca SJ 1604 — Petri Fonsecae SJ Commentariorum in Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Libros, Tomus III. Continet hic tomus VI. VII. VIII. et IX, Lib. Explicationem. Coloniae: Impensis Lazari Zetzneri, 1604.

Franciscus de Mayronis OFM 1520 — Francisci de Mayronis OFM Scriptum in II librum Sententiarum // Francisci de Mayronis OFM Scripta in IV libros Sententiarum. Venetiis: mandato et impensis Octaviani Scoti, 1520.

Hurtado de Mendoza SJ 1624 — Petri Hurtado de Mendoza SJ Universa philosophia. Lugduni: Sumpt. Ludovici Prost, 1624.

Iavellus OP 1568 — Chrysostomi Iavelli OP Quaestiones super XII Metaphysices Aristotelis libros // Chrysostomi Iavelli OP Totius rationalis, naturalis, divinae ac moralis philosophiae Compendium, Tomus I. Lugduni: Apud haeredes Iacobi Iunctae, 1568. P. 709–911.

Ioannes de Ianduno 1560 — Ioannis de Ianduno Acutissimae Quaestiones in XII libros Metaphysicae Aristotelis. Venetiis: Apud Hieronymum Scottum,1560.

Ioannes Monlorius 1593 — Ioannis Baptistae Monlorii De Universis copiosa Disputatio // Ioannis Baptistae Monlorii Perfectissima in Aristotelis Analyticorum Priorum libros duos Paraphrasis et scholia. Francofurti: In Officina Typographica Ioannis Wecheli, 1593. P. 413–489.

Izquierdo SJ 1659 — Sebastiani Izquierdo SJ Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat et Mich. Lietard, 1659.

Mastri OFMConv 1708 — Bartholomaei Mastri de Meldula OFMConv Disputationes ad mentem Scoti in XII Aristotelis Stagiritae Libros Metaphysicorum, Pars Posterior // Bartholomaei Mastri de Meldula OFMConv Cursus Philosophicus ad mentem Doctoris Subtilis Scoti. Tomus Quintus. Venetiis: Apud Nicolaum Pezzana, 1708.

Ockham OFM 1970 — Guillelmi de Ockham OFM Scriptum in librum primum Sententiarum. Ordinatio. Dist. 2–3 // Guillelmi de Ockham OFM Opera philosophica et Theologica. Opera theologica, vol. 2. Ed. St. Brown. St. Bonaventure, New York, 1970.

Ockham OFM 1980 — Guillelmi de Ockham OFM Quodlibeta septem // Guillelmi de Ockham OFM Opera philosophica et Theologica. Opera theologica, vol. 9. Ed. Joseph C. Wey. St. Bonaventure, New York, 1980.

Paulus Venetus OESA 1494 — Pauli Veneti OESA Expositio super Universalia Porphyrii et Artem Veterem Aristotelis. Venetiis: mandato et impensis Octaviani Scoti, 1494.

Porphyrius 1887 — Porphyrii Isagoge et In Aristotelis Categorias Commentarium. Ed. Adolfus Busse. CAG Vol. IV Pars 1. Berolini: Typis et impensis Georgii Reimer, 1887.

Ptolomaeus Lucensis OP 1979 — Ptolomaei Lucensis OP Continuatio S. Thomae De regno ad regem Cypri // Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XLII. Roma: Editori di San Tommaso, 1979. P. 417–471.

Sirectus OFM 1588 — Antonii Sirecti OFM Tractatus formalitatum moderniorum de mente Doctoris Subtilis Scoti // Quinque illustrium auctorum formalitatum libelli. Venetiis: Apud Franciscum de Franciscis Senensem, 1588.

Soncinas OP 1579 — Pauli Soncinatis OP Quaestiones Metaphysicales acutissimae. Lugduni: Apud Carolum Pesnot, 1579.

Soto OP 1587 — Dominici Soto OP In Porphyrii Isagogen, Aristotelis Categorias, librosque de Demonstratione, Absolutissima Commentaria. Venetiis: Ex Officina Dominici Guerraei et Io. Baptistae, fratrum, 1587.

Steuchus 1540 — Augustini Steuchi Eugubini De perenni philosophia libri X. Seb. Gryphius excudebat Lugduni, 1540.

Suárez SJ 1597 — METAPHYSICARUM DISPUTATIONUM, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur, Tomus Prior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. SALMANTICAE: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres, 1597.

Suárez SJ 1960–1966 — Francisco Suárez SJ Disputationes Metaphysicae — Disputaciones metafísicas. Vol. I–VII / Edic. y traduc. de S. Rábade Romeo, S. Caballero Sánchez y A. Puigcerver Zanón. Madrid: Gredos, 1960–1966.

Thomas Aquinas OP 1976 — Sancti Thomae Aquinatis OP De ente et essentia // Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XLIII. Romae: Editori di San Tommaso, 1976. P. 369-381.

Thomas Aquinas OP 1889 — Sancti Thomae Aquinatis OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione L ad quaestionem CXIX. // Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus V. Romae, 1889.

Thomas Aquinas OP 1891 — Sancti Thomae Aquinatis OP Summae Theologiae Prima Secundae, a quaestione I ad quaestionem LXX. // Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus VI. Romae, 1891.

Thomas Aquinas OP 1970 — Sancti Thomae Aquinatis OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 1–7 // Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII, fasc. 1/2. Romae: Editori di San Tommaso, 1970.

Thomas Aquinas OP 1965 — S. Thomae Aquinatis OP Quaestiones disputatae. T. 2: Quaestiones disputatae de potentia. Ed. P. M. Pession. Taurini-Romae: Marietti, 1965. P. 1-276.

Thomas Aquinas 1996 — Sancti Thomae de Aquino, OP. Quaestiones de quolibet / Ed. R.-A. Gauthier // Thomas Aquinas, OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXV. Romae-Parisii, 1996. Vol. 1: Préface, Quaestiones disputatae Parisius annis 1256–1259 (Quodlibet VII, VIII, IX, X, XI). Vol. 2: Quaestiones disputatae Parisius annis 1269 –1272 (Quodlibet I, II, III, VI, IV, V, XII), Indices.

Pseudo-Thomas Aquinas 1927 — Ignoti auctoris Opusculum de natura generis // S. Thomae Aquinatis Opuscula omnia. Ed. P. Mandonnet. Vol. V. Paris: Sumptibus P. Lethielleux, 1927. P. 221–264.

Trombeta OFM 1504 — Antonii Trombetae OFM Quaestiones Metaphysicales seu Opus in Metaphysicam Aristotelis Padue in thomistas discussum. Venetiis, 1504.

Ауреоли 2013 — Петр Ауреоли, ОМБ. О единстве понятия сущего. Часть I. Репортация о первой книге Сентенций Петра Ломбардского. Дистинкция 2, часть 1, вопросы 1–3. Пер. с лат. с науч. коммент. В. Л. Иванова // EINAI: Проблемы философии и теологии. EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. 2013. № 1/2. С. 232–295.

Суарес 2007 — Франсиско Суарес (S.J.) Метафизические Рассуждения / Пер. Г. В. Вдовиной. Т. 1 (Рассуждения I–V). Москва, 2007.

 

 

Исследовательская литература

 

Bach, Brieskorn, Stiening 2013 — Bach O., Brieskorn N., Stiening G. (Hrsg. v.) «Auctoritas omnium legum»: Francisco SuárezDe legibus zwischen Theologie, Philosophie und Jurisprudenz. Stuttgart — Bad Cannstatt: frommann holzboog, 2013.

Bäck 1996 — Bäck A. The Triplex Status Naturae and its Justification // Studies in the History of Logic. Ed. I. Angelelli and M. Cerrezo. Berlin; New York: De Gruyter, 1996. P. 133–154.

Bäck 2013 — Bäck A. Avicenna’s Theory of Supposition // Vivarium. Vol. 51. Leiden: Brill, 2013. P. 81–115.

Darge 2004 — Darge R. Suárez transzendentale Seinsauslegung und die Metaphysiktradition. Leiden: Brill, 2004.

Doyle 1984 — Doyle J. P. Prolegomena to a Study of Extrinsic Denomination in the Work of Francis Suarez, S.J. // Vivarium. Vol. 22 (No. 2). Leiden: Brill, 1984. P. 121–160.

García, José 2014 — García C., José A. (ed.) Los fundamentos antropológicos de la ley en Suárez. Pamplona: Eunsa, 2014 (Colección de Pensamiento Medieval y Renacentista, 145).

Hill, Lagerlund 2012 — Hill B., Lagerlund H. (eds.) The Philosophy of Francisco Suárez. Oxford: Oxford University Press, 2012.

Knebel 1989 — Knebel S. K. In genere latent aequivocationes. Zur Tradition der Universalienkritik aus dem Geist der Dihärese. Hildesheim; Zürich; New York: Olms, 1989 (Philosophische Texte und Studien, 20).

Knebel 1998 — Knebel S. K. The Early Modern Rollback of Merely Extrinsic Denomination // Meeting of the Minds. The Relations between Medieval and Classical Modern European Philosophy. Ed. Stephen F. Brown. Turnhout: Brepols, 1998. P. 317–331.

Knebel 2007 — Knebel S. K. Intrinsic and Extrinsic Denomination. The 14th Century Connection of 17th Century Aristotelianism // Der Aristotelismus in der Frühen Neuzeit — Kontinuität oder Wiederaneignung. Hrsg. von. G. Frank und A. Speer. Wiesbaden: Harrassowitz, 2007. S. 97–115.

Menn 1997 — Menn S. Suárez, Nominalism and Modes. // Hispanic Philosophy in the Age of Discovery. Ed. K. White. Washington, D.C.: Catholic University of America Press, 1997. P. 226–256.

Novák 2014 — Novák L. (ed.) Suárezs Metaphysics in Its Historical and Systematic Context. Berlin: De Gruyter, 2014.

Salas, Fastiggi 2015 — Salas V., Fastiggi R. (eds.) A Companion to Francisco Suárez. Leiden: Brill, 2015 (Brill’s Companions to the Christian Tradition, 53).

Schmutz 2003 — Schmutz J. La querelle des possibles. Recherches philosophiques et textuelles sur la métaphysique jésuite, 1540–1767. [Thèse de Doctorat. Ecole pratique des hautes etudes, Paris: Université libre de Bruxelles, 2003]. Tome I.

Schmutz 2009 — Schmutz J. Les innovations conceptuelles de la métaphysique espagnole post-suarérzienne les status rerum selon Antonio Pérez et Sebastián Izquierdo // Quaestio. Annuario di storia della metafisica. Band 9. 2009. Turnhout: Brepols. P. 61–99.

Schwartz 2012 — Schwartz D. (ed.) Interpreting Suárez: Critical Essays. Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

Вдовина 2007 — Вдовина Г. В. Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса // Франсиско Суарес (S.J.), Метафизические Рассуждения / Пер. Г. В. Вдовиной. Т. 1 (Рассуждения I–V). М., 2007. С. 87–217.

Иванов 2005 — Иванов В. Л. О сущностных чертах метафизики как науки в трактате об установлении метафизики Франциско Суареса // Онтология и Метафизика: Опыт историко-философского исследования / Под ред. Э. В. Барабашиной. Новосибирск, 2005. С. 34–47.

Иванов 2015 — Иванов В. Л. Philosophia Nov-Antiqua. «Древнейшая истина» новой философии и возможность новизны в школьном знании XVII века // Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. Под ред. Г. В. Вдовиной. М., 2015. С. 168–190.

Словарь русского языка 1961 — Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 4. М., 1961.

Шмутц 2013 — Шмутц Я. Божественная наука и метафизика у Франсиско Суареса // EINAI: Проблемы философии и теологии. Т. 2. 2013. № 1/2. С. 296–341.

 

 

Примечания

 

[1] Ср. с этим имена представителей дискурса «среднего знания», приведенные в статье С. К. Кнебеля, опубликованной в настоящем томе журнала ниже.

[2] См. на сегодняшний день, вероятно, наиболее полную библиографию исследований о Суаресе, начатую Я. Шмутцем и продолженную С. Пеннером, на странице последнего в Интернете: http://www.sydneypenner.ca/bib.shtml Только за последние три года вышло несколько весьма внушительных сборников исследований о метафизике, философии права и теологии Суареса: Schwartz 2012; Hill, Lagerlund 2012; Bach, Brieskorn, Stiening 2013; Novák 2014; García, José 2014; Salas, Fastiggi 2015.

[3] Практически половина Рассуждения I (разделы IV–VI) приведена в этом издании в переводе В. Л. Иванова; этот перевод по техническим причинам опубликован в виде приложения к основному тексту. См.: Суарес 2007, 657-751.

[4] О конституции метафизики Суареса помимо упомянутой статьи Г. В. Вдовиной см. также: Иванов 2005, и статью Я. Шмутца, опубликованную в переводе В. Л. Иванова во 2 томе журнала «EINAI: Проблемы философии и теологии»: Шмутц 2013.

[5] См. перевод полного оглавления «Метафизических рассуждений», сделанный Г. В. Вдовиной: Суарес 2007, 756–771.

© Вдовина Г.В., 2015

© Иванов В.Л., 2015