1,156 просмотров за всё время, 2 просмотров сегодня
В этом номере журнала мы продолжаем публикацию трактата Генри Мора «Бессмертие души» (1659). В этой части трактата Мор сосредотачивается на обсуждении главным образом физиологических вопросов психологии.
В 4-й и 5-й главе II-й книги трактата исследуется вопрос о так называемом месте общего восприятия, общего Сенсориума, общего Перципиента, или центра Души: может ли вообще быть такое место в теле, или душа равномерно распределена по телу, и каким образом нематериальная субстанция души связана с материальной субстанцией тела и управляет им? Для Мора очевидно, что даже если душа равномерно распространяет свое действие на все части тела, то в любом случае необходим некий единый центр, куда сходятся все восприятия и откуда душа отдает команды на любые действия отдельных органов тела. Но является ли этот центр телесным, т. е. материальным, или бестелесным? Поскольку для Мора вопрос о природе души не имеет других вариантов ответа, кроме ее чистой нетелесности (Мор разделяет телесное и материальное в одних случаях, и отождествляет нетелесное и нематерильное в других, придает душе свойство некоей сверхтонкой материи, что требует отдельного исследования), – и он еще раз подтверждает это наличием в душе интеллектуальных операций: действий воли, созерцания нематериальных объектов, воображения, размышлений о вещах исключительно умопостигаемых, – Мор задается вопросами: какова природа «места» для расположения этого нематериального объекта, есть ли в нем части и центр?
В 6-й главе он приходит к выводу, что, будучи абсолютно нематериальной, душа связана с телом через опосредующую субстанцию, которую в физиологическом описании следует определять как животные духи. Это – особый агент, передающий команды в части тела, или непосредственный инструмент души (как он дальше определяет это в текущей книге), имеющий в своей основе текучую, активную, очень тонкую разреженную материю. В 7-й главе Мор разбирает мнения оппонентов относительно места общего Сенсориума: входное отверстие желудка (Ван Гельмонт), сердце (Т. Гоббс), конарион, или шишковидная железа (Х. Региус и Декарт), и некоторые еще, опровергая эти мнения ссылками на примеры современных ему психиатрических исследований (например, неистовств – phrency) и физиологических исследований (отсечение органов у животных).
В 8-й главе Мор обосновывает свою точку зрения на месторасположение общего Перципиента: наибольшее скопление животных духов (причем наиболее чистых) можно обнаружить в четвертом желудочке головного мозга. Это и есть Центр восприятия, что подтверждается ссылками на Гиппократа и на примеры атмосферной симпатической зависимости человека. В главе 9-й Мор отвечает на некоторые возражения против применения понятия животных духов на основе опытов лигатуры, или пережатия нервов.
Далее, в 10-й главе Мор говорит о ступенчатой природе способностей души, обеспечивающих ее свойство сжимаемости и расширяемости, из которых в восходящей степени ценности он называет пластическую силу, выраженную в инстинктивных телесных действиях, затем ощущения (слух, зрение, чувствование), затем воображение, волю, разум, имеющие высшую точку в Центре восприятия. Эта наиболее ценная часть располагается в Общем Сенсориуме. Взаимодействие всех частей души как единого целого обеспечивается симпатией частей, или непрерывностью их тонкой материи. В 11-й главе Мор останавливается подробнее на описании этого взаимодействия сил, или функций души от ощущения к восприятию, чувству, пониманию, затем – к воображению, разуму, памяти и забывчивости. Он характеризует это взаимодействие как процесс сущностной эманации от центра души (или Глаза Души) к внешним ветвям, лучам души.
В 12-й главе Мор сосредотачивается на доказательстве предсуществования душ, обращаясь к авторитету традиции. Т. к. каждая партикулярная душа нематериальна, она должна существовать от сотворения мира. При этом Мор достаточно вольно толкует Аристотеля, который, по его мнению, придерживался той же платонической традиции, восходящей к платоновскому «Федону». В 13-й главе Мор анализирует феномен забвения, который используют противники идеи предсуществования (например, Декарт), прибегая как к физиологическим (старение), так и аргументам авторитета: потеря памяти при падении души (по платоновскому «Федру»). Мор высказывается против теории креации (душа создается каждый раз для нового тела) и традукции (душа передается от родительской как ее часть) душ и доказывает предсуществование (души создаются вместе с миром, затем в космических циклах входят в тела людей, животных и растений, циклически расстаются и воссоединяются с другими физическими телами). В 14-й главе эта проблема развивается в рассуждении о трех видах носителей душ, о способе нисхождения и соединения души с телом. В этом вопросе Мор излагает собственное учение о витальной конгруэнтности души и тела. Все это, по Мору, демонстрирует Бессмертие и Предсуществование души.
Трактат Г. Мора «Бессмертие души» является очень характерным документом эпохи первой научной революции, в котором многие данные «научной» аргументации из области физиологии, анатомии и медицины представляются феерически наивными и курьезными, а выводы фантастическими. И для этого не нужно обладать специальным медицинским образованием. Однако канва протестантской теологии и неоплатонической философии создают особый фон осмысления этих открытий и провоцируют дальнейшую эволюцию научной картины мира, передавая инициативу Г. В. Лейбницу и И. Ньютону.
Перевод выполняется по изданиям: More H. Collection of Several philosophical writings of Dr. Henry More, fellow of Christ’s College in Cambridge. London: Printed by James Flecher, for William Morden Book-feller in Cambridge, 1662; More H. The Immortality of the Soul // International Archives of the History of Ideas, № 122 / Edited by A. Jacob. Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. В квадратных скобках [], поставленных в тексте, мы даем смысловое дополнение или адаптированный вариант перевода.
© А. В. Цыб, 2022