Сесиль Блан. Словоупотребление «ΟΙΚΟΝΟΜΙΑ» в «Комментарии»

 2,025 просмотров за всё время,  1 просмотров сегодня

XXVIII, viii, 62; xiii, 107; xxiii, 207; XXXII, iii, 25.28.34.35; viii, 84.86; xxiii, 295; xxv, 320; xxix, 359; xxxi, 391.

 

У язычников этот термин означает умелое управление хозяйством – и часто недобросовестное или ловкое рассуждение, скрывающее намерение добиться успеха любыми средствами. Стоики использовали для него эквивалент διοίκησις: управление миром, провидение. И, вряд ли, что в этом «Комментарии» мы имеем бытовое употребление слова οἰκονομία. Здесь оно имеет смысл администрирования: организации каждой из служб, необходимой для строительства храма, воздвигаемого из живых камней, или организации облегчения положения бедных при помощи денежных средств, собранных в сокровищнице храма; в этом случае глагол οἰκονομεῖν чаще употребим (X, xxxix, 269; XIX, vii, 43); а также деятельность во имя цели (I, xxxv, 258; II, xxvii, 170; XXXII, iii, 35; frg. 63), так, чтобы действующим был сам Бог, ангел или святой, исполняющий свое желание. И так как во всем, что он делает по отношению к своим созданиям, Бог преследует благой замысел, «ойкономия» – это и есть сам замысел и «адаптация» Бога к ограниченным возможностям своего творения; можно говорить, таким образом, об «ойкономии» исхода из Египта и Закона (X, xxxix, 271; VI, xliv, 229), «ойкономии», которая подвигла Моисея закрыть себе лицо из уважения к тем, кто не мог созерцать его величие (XXVIII, viii, 62), и которая дает смысл образу действий Самсона, существенно отличный от того, что приписывает ему поверхностное чтение (frg. 65), «ойкономия», которая побуждает Петра и Павла внешне признавать иудаизм для спасения многих (I, vii, 41; cf. XIII, xviii, 111), и которая пожелала, чтобы было предписано схождение Св. Духа на Иисуса (frg. 20). «Ойкономиями» названы также и чудеса: иссохшая смоковница (X, xxi, 126); свиньи из Герасы (VI, xli, 208); брак в Кане Галилейской: X, iii, 10; viii, 37; XIII, xxxix, 253). Оригена интересует не сам необычайный характер этих происшествий, но тайна божественного вмешательства, поэтому то же имя «ойкономия» дано и плану спасения (VI, xliv, 231; X, xxvii, 164; XIII, lxii, 436), и необычайным обстоятельствам, одинаково включенным в этот план: Визитация (встреча Марии и Елизаветы) (VI, xlix, 257), свидетельства Иоанна Крестителя (frg. 45), беседы Иисуса с самаритянкой, затем с самаритянами (XIII, xxxii, 193; xxx, 186), его пребывание в Капернауме, его путь в Иерусалим, его уход из Иерусалима в Иудею (X, iii, 13). И, так как именно своим Сыном Бог спасает мир, «ойкономия» – это духовное присутствие Логоса в Святых Ветхого Завета (XX, xii, 94), прежде чем ему стать высшей формой «адаптации» Бога в его творениях, инкарнацией (II, xi, 81; VI, liii, 273; frg. 18), человеческой природой, принятой на себя Сыном Божьим (frg. 46), всей земной жизнью Спасителя (II, xxxiv, 208; XXXII, iii, 34), и особенно в той жизни и часе, который он назвал «его часом», страстью (VI, v, 29; X, xvi, 94; xx, 119; XXVIII, xiii, 107; xxiii, 207; XXXII, iii, 25; viii, 84; xxiii, 295; xxv, 320; xxix, 359; frg. 89), с нисхождением в ад (frg. 79) и воскресением (XXXII, xxxi, 391; viii, 86).

См. в: J. L. PRESTIGE (Dieu dans la pensée pairistique, Paris 1955, p. 69–76 et 89–108) другие цитаты из Оригена, а также исследование о применении этого термина Отцами Церкви см. в: W. MARCUS (Der Subordinatianismus. Munich, 1963, p. 50–59; 75).

 

Примечания

* В рамках проекта РГНФ/РФФИ № 15-03-00813а.

Публикация включает I Приложение С. Блан, поясняющие терминологию Оригена, которое входит во французское издание: Origène. Commentaire sur Saint Jean. Tome V (Livres XXVIII et XXXII).  Texte Grec, Introduction, Traduction et Notes par Cécil Blanc. // Coll. «Sources chrétiennes», 385. Paris, Les Éditions du Cerf, 29, Bd de Latour-Maubourg, Paris 7, 1992. Его содержание имеет отношение ко всему тексту «Комментария». Перевод с французского языка А. В. Цыба.