880 просмотров за всё время, 1 просмотров сегодня
Аннотация: Статья продолжает исследование феномена Кембриджского оригенизма сер. XVII столетия. В эту историческую эпоху «смутных времен», когда в Англии совершаются существенные изменения в сфере общественного сознания, культуры, науки и религии, группа профессоров Кембриджского Колледжа Христа, заинтересованная в сохранении философской традиции платонизма, выступила с собственной «программой» обновления культурных парадигм, противопоставив ее экспериментальному методу Т. Бэкона, детерминизму Т. Гоббса, сенсуализму Дж. Локка и механицизму Р. Декарта, в теологии – догмату абсолютного предопределения в кальвинизме. Сущность этой программы составила неоплатоническая теория эманативной онтологии, содержащая идеи всеобщей гармонии универсума, бесконечности пространства и свободы воли как имманентного начала человеческой природы. Наследие великого христианского платоника Оригена (185–254), помимо идей Платона, Аристотеля, Плотина, Филона и платонической Каббалы, было востребовано в этой связи. Создатели направления оригенистического платонизма в Кембридже Б. Уичкот, Р. Кедворт и Г. Мор воспитали последователей, среди которых были леди Энн Конвей, Саймон Патрик, Джордж Раст и др. Помимо нескольких литературных трудов, связанных с академической карьерой, в которых Раст высказал свои оригенистические симпатии, он считается автором анонимно опубликованного в 1661 г. «Письма с выводами относительно Оригена и его важнейших воззрений», обращенного к вымышленному читателю. Этот трактат стал своеобразным манифестом всего интеллектуального движения, которое уже в настоящее время получило наименование «Origenian Platonist moment» в английской теологии. На основании материалов исследований С. Хаттон, М. Льюис, К. Хенгстерманна, а также – собственного анализа текстов авторов Кембриджской школы, автор дает обзор оригенистического направления в Кембриджском платонизме и места в нем Дж. Раста. Статья предваряет публикуемый ниже перевод трактата Дж. Раста.
Ключевые слова: Кембриджский платонизм и оригенизм, Колледж Христа, Ральф Кедворт, Генри Мор, Джордж Раст, Джозеф Гленвилл.
A. V. Tsyb
Cambridge Origenism: The Case Of George Rust
Annotation: The article continues the study of the phenomenon of Cambridge Origenism of the mid-17th century. In this historical epoch of “troubled times”, when in England significant changes in the sphere of social consciousness, culture, science and religion were taking place, a group of professors of Cambridge Christ’s College, interested in preserving the philosophical tradition of Platonism, came forward with their own “program” of renewal of cultural paradigms, by contrasting it with R. Bacon’s experimental method, T. Hobbes’ determinism, J. Locke’s sensationalism and R. Descartes’ Mechanicalism, the dogma of absolute predestination in Calvinism. The essence of this program was the Neoplatonic theory of emanative ontology, containing the ideas of universal harmony of the universe, infinity of space and freedom of will as the immanent beginning of human nature. The legacy of the great Christian Platonist Origen (185–254), in addition to the ideas of Plato, Aristotle, Plotinus, Philo, and the Platonic Kabbalah, was sought after in this connection. The founders of the Cambridge trend of Origenistic Platonism, B. Whichcote, R. Cudworth, and H. More, raised followers including Lady Anne Conway, Simon Patrick, George Rust, and others. In addition to several literary works related to his academic career, in which Rust expressed his origenist sympathies, he is credited as the author of an anonymously published in 1661 “A Letter of Resolution Concerning Origen and the Chief of his Opinions”, also addressed to an anonymous reader. This treatise became a kind of manifesto of the whole intellectual movement, which has already been called “Origenian Platonist moment” in English theology. Based on the research of S. Hutton, M. Lewis, C. Hensgtermann, as well as on his own analysis of the texts of the authors of the Cambridge School, the author gives an overview of “the Origenist movement” in Cambridge Platonism and G. Rust’s place in it. The article is preceded by a translation of G. Rust’s treatise, which is published below.
Keywords: Cambridge Platonism and Origenism, Christ’s College, Ralph Cudworth, Henry More, George Rust, Joseph Glanvill.
Джорж Раст (1626/8–1670) представляет младшее поколение Кембриджских платоников и оригенистов[1]. Он был уроженцем Кембриджа, получившим степень бакалавра искусств (BA) в Колледже Святой Екатерины в 1647 году, после чего был избран в братство Колледжа Христа в 1649 году и сохранил этот статус в течение десятилетия, пройдя магистерское обучение (Master of Arts) в 1650 году и посещая BD[2] в 1658 году[3].
Его ученая репутация проявилась уже в 1655 году, когда он в Колледже Св. Марии выступил с речью на латинском языке, посвященной вопросу Пилата: «Что есть Истина?» В начале 1658 года он защитил диспутивный тезис о том, что «Писание учит воскресению тела, и это не противоречит рациональному видению проблем». Он сразу примкнул к Кембриджской платонической группе, и среди его друзей по Колледжу Христа были сэр Джон Финч (1626–1682), сводный брат Энн Конвей, и их наставник Генри Мор (1614–1687). Он также был близок с Джозефом Гленвиллом (1636–1680), выпускником Оксфорда, тесно связанным с Мором. Раст покинул Кембридж в 1659 году. Вскоре после реставрации Раст был приглашен в Ирландию своим соотечественником Джереми Тейлором, рукоположен диаконом и священником в тот же день, 7 мая 1661 года, и стал настоятелем собора в Конноре.
В 1662 году он был прикреплен к приходу Айландмеджи в Северной Ирландии, и 20 октября 1663 г. в проповеди в Ньютаунарде на похоронах Хью Монтгомери, первого графа Маунта Александра, Раст произнес известную фразу: «New presbyter is but old priest writ large»[4]. Мильтон, чей сонет, содержащий ту же строку, вероятно написанный в 1646 году, не опубликованный до 1673 г., был также выпускником Колледжа Христа, и Раст, возможно, унаследовал от него эту фразу. Для себя, сказал Раст, он изучил все вероисповедания и предпочел Церковь Англии. В 1664 году Раст был ректором Лисберна в Ирландии, где жил лорд Конвей.
В 1665 году он посетил семью Конвей в Англии, в Рэгли-Холле, когда целитель, лечащий наложением рук, Валентин Гритрейкс пытался вылечить головные боли леди Конвей. Когда его друг Джереми Тейлор умер в Лисберне 13 августа 1667 года, Раст был назначен в качестве преемника Тейлора епископом Дромора в ноябре 1667 года и рукоположен в церкви Христа в Дублине 15 декабря. Он умер от лихорадки в расцвете сил в декабре 1670 года и был похоронен в хоре собора Дромора в одном склепе со своим другом Тейлором[5].
Время между 1658 и 1662 гг., время пребывания Раста в Кембридже, названо сейчас «оригенистической эпохой в английской теологии»[6]. Рецепция оригенизма была вызвана вполне осознанной необходимостью – для новой англиканской идеологии Кембриджских колледжей Эммануила, Христа и Клэр – в новом иренианском идеале, основанном на традиции христианского платонизма и противопоставленном «атеизму» и сектантскому энтузиазму. И Ориген, как самый значительный античный христианский платоник, чью неортодоксальную теологию в течение многих веков не отрицали априорно как ересь даже самые противоречивые мнения, и часто, наоборот, ради теологического прогресса приветствовали в своих поисках рациональной теологии, сыграл ключевую роль и здесь[7]. В этой связи К. Хенстерманн очень верно цитирует К. А. Патридеса[8].
Генри Мор (1614–1687), избранный в братство колледжа Христа в 1641 году, и Ральф Кедворт (1617–1688), ставший мастером колледжа в 1654[9], своим литературным творчеством и преподаванием создают «оригенистический платонический этос» в колледже Христа в 1640–1650 гг. Увлеченный философией Декарта блестящий наставник молодежи в философии и поэт Г. Мор в 1642–1647 гг. публикует цикл философских поэм «Платоническая песнь души»[10], в котором синтезирует идеи Плотина, Оригена, европейской Каббалы, нового атомизма и Декарта в очень насыщенный метафизический «коктейль». В этом поэтическом цикле Мора выделяется поэма «Предсуществование души»[11], подпитанная непосредственно чтением Оригена.
В 1648–1649 гг. по своей инициативе Мор вступает в краткую переписку с Декартом[12], прерванную уходом из жизни французского философа. В этих письмах Мор объясняет французскому коллеге природу бестелесной субстанции: это – некая тончайшая «материя», очень подвижная, обладающая не просто теми же пространственными характеристиками, что и субстанция телесная, например, – протяженностью[13], но и дополнительными свойствами, главным из которых является «четвертый модус субстанции» – способность сжатия и расширения (More, IS I 2, 11)[14]. Эта тончайшая материя близка по своему существу «второму элементу» в космологии Декарта – «эфиру».
В трактате 1659 года «Бессмертие души» референция к «эфирным состояниям» (De Princip. Ι. 6. 4) «одеждам духовных тел» (De Princip. ΙΙ. 2. 2), «духовным телам» (De Princip. ΙΙ. 10. 1–3; III. 6. 4.) Оригена будет доведена Г. Мором до идеи «воздушных и эфирных носителей душ» в их состоянии отделения от земных тел (More, IS II 15. 6). В 1660 году Генри Мор с его «далеко идущими оригенистическими симпатиями»[15] опубликовал свою главную теологическую работу «An Explanation of the Grand Mystery of Godliness», которая находилась под сильным влиянием Оригена. А в 1662 году последовали два тома его «Сборника философских трудов», полное издание его философских трудов, опубликованных в 1650-х годах. В котором обширное введение содержит апологию Оригена как главного патристического референта, чью жизнь и труды он обстоятельно отмечает в предисловии как «чудо христианского мира»[16].
В 1658 году выходит совмещенное издание оригенистической антологии Василия Великого и Григория Назианзина «Филокалия» и трактата Оригена «Против Цельса», подготовленное Уильямом Спенсером, младшим представителем интеллектуального сообщества и члена Колледжа Христа. Это издание предоставило английскому читателю как греческий текст, так и латинский перевод чешского гуманиста Сигизмунда Геления (1497–1554), где особенно интересным для понимания английского оригенистического ренессанса является предисловие Спенсера[17].
Ко второй половине 1650-х годов молодые люди, симпатизирующие богословию Мора и Кедворта, составляли большинство членов братства Колледжа Христа. После Реставрации Ральф Виддрингтон, член Колледжа Христа, который был ярым противником Мора и Кедворта, охарактеризовал Колледж как «семинарию еретиков»[18].
В период между 1651 и 1658 годами Раст, будучи членом Колледжа Христа в Кембридже, создает несколько латинских академических текстов. «Дискурс об Истине» представляет собой проповедь, произнесенную в часовне Колледжа Христа в 1651 г. и еще раз в университетской церкви Великой Св. Марии в 1655 году, что соответствовало требованию для претендента BD. В ней Раст утверждал, что истина зависит не от произвольной воли Бога, а от вечных и неизменных отношений между вещами, которые могут быть познаны людьми через общие понятия, имплантированные в их души Богом, их создателем. Раст опровергал заявление о том, что «в великом замысле Бога» большинство человечества обречено на проклятие, и божественный принцип заключается, скорее, в прощении раскаявшихся грешников. Таким образом, Раст продемонстрировал приверженность «общей программе оригенистического платонизма», подкрепив плотинианской ссылкой на истину как на соответствие тому, что в Боге мы, как Плотин, называем Божественным Интеллектом[19].
Текст «Мессия, обещанный в Священном Писании, давно пришёл» («Messias in S. Scriptura promissus olim Venit») 1656 г. был подготовлен для проведения диспута в Школе богословия Кембриджского университета также для получения степени бакалавра теологии. Устав Кембриджского университета 1570 года требовал, чтобы кандидат BD трижды выступал в диспуте. В публичном споре за степень бакалавра, магистра и высшей степени кандидат представлял «position», речь на латыни, соответствующую определенному вопросу, излагающую логические основания для ее одобрения настолько убедительно, насколько он мог. Таким образом, он выступал как респондент, или ответчик, и подвергся нападкам со стороны нескольких противников, а его задача состояла в том, чтобы успешно опровергнуть их. Текст этот примечателен своей связью с идеями Ральфа Кедворта и подтверждает общую приверженность Раста тому, что можно было бы описать как «оригенистическая платоническая» партия 1650-х г.[20].
Другой текст, «Бог есть Любовь», был проповедью в университетской Церкви, которая требовалась от кандидата в докторантуру после того, как он получал BD, и был произнесен осенью 1658 года. Здесь Раст выражал ещё более продвинутые оригенистические платонические идеи. Он вновь поднял тему милости Божьей к раскаявшимся грешникам и опроверг кальвинистское учение о двойном предопределении. Он пошел дальше, сказав, что «все степени индивидуальности созданий подобны стольким же лучам, исходящим из неиссякаемого Источника Света и Бытия, откуда они выходят, слабеют и истощаются, пока, наконец, не достигают границ Не-сущего (Non-Entity), или, скорее, невозможности Существования (impossibility of Existence)» [21], тем самым повторяя пристрастие Мора к структуре плотиновского понимания бытия. Раст также процитировал «Пир» Платона, говоря о природе любви как «простой Благодати», которая «является первой Ипостасью в Триаде Платона», затронув, таким образом, любимую тему Мора и Кедворта. Наконец, Раст отметил, что ответы Оригена могут быть приемлемыми и для других вопросов, например, если речь идет о предсуществовании: «Если души людей так скоро претерпевают чувство удовольствия и счастья, почему бы им не получить свое бытие в начале Вечности?», несомненно, указывая на Мора, чье «Бессмертие Души» будет опубликовано в 1659 году[22].
На ежегодной церемонии начала учебного года Кембриджского университета в 1658 году, когда Раст получил BD, им были представлены «Act Verses», памятный печатный постер, содержащий стихи с двумя тезисами, который распространялся среди аудитории перед публичным спором. Он содержал два стихотворения Раста, «Resurrectionem e mortuis Scriptura docet nec refragatur Ratio» («Писание учит воскресению из мертвых, и разум не противоречит этому») и «Anima separata non dormit» («Душа, отделенная от тела, не спит»). Тезис о воскресении мертвых, не оспариваемом разумом, был тем дискурсом, который Раст защищал в споре. Помимо того, что эти два текста 1658 года являются важными дополнениями к трудам, составляющими «Origenian Platonist moment»[23]. Их, полагает М. Льюис, можно расценивать как часть более публичной экспозиции и манифестации оригенианских платонических доктрин в Кембридже[24].
Оригенианское платоническое понимание Бога и человеческой души, которое опровергало преобладающий августинианский кальвинизм в Кембридже в эпоху смуты, было поддержано довольно большой партией в колледже, но сохраняется гораздо меньше свидетельств приверженности доктринам, которые могли бы показаться более опасными, как, например, предсуществование души. Идея пре-экзистенции не безоговорочно поддерживалась «оригенистической платонической партией» в Колледже Христа, ведь Р. Кедворт открыто отверг ее[25]. Имела место и открытая оппозиция: когда в 1661 году анонимно было опубликовано «Письмо с выводами относительно Оригена и его важнейших воззрений», оно было осуждено Теофилом Диллингемом, вице-канцлером Кембриджского университета, а затем атаковано в печати Сэмюэлем Паркером, архиепископом Кентерберийским и цензором печати[26].
Датируемая М. Льюис 1659 годом «Беседа о применении разума в вопросах религии», была латинской проповедью в Университетской Церкви, прочитанной Растом после получения степени BD. Она была переведена на английский язык его учеником Холливеллом[27]. Раст вновь подчеркнул, что для того, чтобы человек вступил в отношения с Богом, необходимо его интеллектуальное соответствие божественной добродетели, и согласился с тем, что некоторые вещи в религии действительно выше разума, но настоятельно подчеркнул, что вера требует суждения и согласия, основанного на разуме; Бог не выдвигает ничего, что противоречило бы здравому смыслу. Человеческая природа создана со способностью разума, который не был полностью затемнен падением; и в той мере, в какой человек понимает вещи с помощью разума, он имитирует непосредственно божественное понимание. Это был заключительный дискурс из кембриджских лет Раста, который показывает его близость к оригенизму Мора и внутреннего круга Кедворта в Колледже Христа[28].
Опубликованное в 1661 году анонимно «Письмо с выводами относительно Оригена и его важнейших воззрений» представляет собой подробный систематический обзор христианской метафизики Оригена и одновременно наиболее открытый манифест Кембриджского оригенизма. И хотя авторство Раста для «Письма с выводами относительно Оригена» так и не было убедительно доказано, в настоящий момент оно, по-видимому, не вызывает сомнений. Раст обозначает шесть основных пунктов учения Оригена, которые он рассматривает последовательно и скрупулезно: 1) учение о Святой Троице, в котором утверждается неравенство ипостасей; 2) предсуществование души; 3) воплощение как наказание за решение свободной воли; 4) воскресение и восстановление в небесных или эфирных телах; 5) всеобщее освобождение от мучений для наказанных грешников и их перемещение в иные тела и пространства; 6) чередование миров после периодического возгорания[29].
В 1680-х годах Генри Холливелл (1641–1703) опубликовал три коротких текста несомненного авторства Раста[30]. Он был учеником Джорджа Раста в Колледже Христа в Кембридже с 1657 по 1659 год и членом Колледжа с 1662 по 1667 г., автором восьми книг, которые популяризировали идеи Кембриджского платонизма, а также редактором и переводчиком (с латинского на английский) трудов Раста. Шесть писем Холливела к Генри Мору свидетельствуют об их дружбе и интеллектуальном сближении. Предпоследняя книга Холливелла «Превосходство нравственной добродетели» 1692 г., которая была комментарием к «Письму к христианам в Филиппах» (4:8), показывает тесную связь между идеями двух платоников[31].
В 1660 году Дж. Ворфингтон опубликует издание «Избранные дискурсы» Дж. Смита, которое считается одним из основополагающих документов Кембриджского оригенистического платонизма[32]. Проповедь Натаниэля Ингело, также прозвучавшая в качестве испытательной речи, произнесенная через некоторое время после публикации издания Уильяма Спенсера «Contra Celsum», открыто одобрила Оригена как защитника истинной философии на службе христианству[33]. Этот выпускник Эдинбургского университета, близкий друг Джона Ворфингтона, стал членом Куинз-колледжа в 1644 году, в то же время, что и Джон Смит[34]. Во время Реставрации Ингело опубликует роман «Бентиволио и Урания», в котором поиски божественности и возвращение предсуществующей души в ее божественную среду были описаны в стихах и в духе «Платонической песни души» Г. Мора[35]. По просьбе Ингело его друг Бенджамин Роджерс, получив степень бакалавра музыки, дирижировал постановкой текста «Гимн Евхаристии» (Гимн Благодарения) из этого романа для двенадцати голосов[36].
Публикация «Письмо с выводами относительно Оригена» вскоре приводит к ряду других работ на оригенистические темы. Прежде всего, это – трактаты оксфордского платоника Джозефа Гленвилла (1636–1680). Сразу же после публикации «Письма с выводами относительно Оригена» он написал «Письмо о предсуществовании души»[37], адресатом которого был Дж. Раст. В следующем году он опубликовал всеобъемлющий трактат под названием «Lux Orientalis», который, как он объясняет в предисловии, является первой работой, полностью посвященной этой теме. Название трактата, которое соответствует первому резюме его содержания, показывает трактат как проект теодицеи оригенианского толка: «Lux Orientalis; или Исследование Мнения восточных мудрецов относительно предсуществования душ, ключа к содержанию Великих Тайн Провидения, в отношении человеческого греха и наказания»[38]. О Дж. Расте, своем учителе, Джозеф Гленвилл сказал: «У него была слишком большая душа для мелочей той эпохи, и он ясно видел пустоту фраз и фантазий; он перерос притворную ортодоксию тех дней и пристрастился к простому знанию и теологии, в которых он даже тогда стал великим Мастером»[39].
В качестве показателя дальнейшего влияния на современников «Письма с выводами относительно Оригена» Раста и понимания метафизики свободы Оригена в ее интерпретации Генри Мором и его учениками указывают также на английский перевод первых двух книг «Contra Celsum» малоизвестного англиканского богослова Джеймса Беллами[40].
Труды Дж. Раста:
- A Letter of Resolution concerning Origen… London, 1661.
- Sermon on II. Tim. I. 10, preached at Newtown, 20 Oct. 1663, at the Funeral of Hugh, earl of Mount Alexander. Dublin, 1664.
- Sermon at Jeremy Taylor’s Funeral. Dublin, 1667.
- A Discourse of Truth. London, 1677; London, 1682.
- A Discourse of the Use of Reason in Matters of Religion, showing that Christianity contains nothing repugnant to Right Reason, against Enthusiasts and Deists. London, 1683.
- Remains, ed. by Henry Hallywell and dedicated to his diocesan, John Lake [q. v.], bishop of Chichester, London, 1686.
Примечания
В рамках исследовательского проекта Российского научного фонда, грант № 23-28-00753, проект «Оригенизм Кембриджской школы» // The reported study was funded by Russian Science Foundation according to the research project «Origenism at the Cambridge School», № 23-28-00753.
[1] Routledge History of Philosophy, Volume V / British Philosophy and the Age of Enlightenment, ed. Stuart Brown, London and New York: Routledge. P. 18; Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge: Three Academic Texts by George Rust, 1656 and 1658 / in Mordechai Feingold (ed.), History of Universities: Vol. XXX / 1–2, History of Universities Series. Oxford: Oxford Academic, 2017. P. 45; https://doi.org/10.1093/oso/9780198807025.003.0002.
[2] Bachelor of Divinity, бакалавриат теологии.
[3] О Расте см. также: Tulloch J. Rational Theology and Christian Philosophy in England in the Seventeenth century. Edinburgh and London: William Blackwood and Sons, MDCCCLXXIV (1874), Vol. II. P. 433–437; De Pauley W. C. The Candle of the Lord: Studies in the Cambridge Platonists. London, 1937. P. 176–85; Hutton S. Rust, George (d.1670)’/ in A. Pyle (ed.), The Dictionary of Seventeenth-Century British Philosophers, 2 vols. Bristol, 2000, vol. 2. Р. 700; Parkin J. ‘Rust, George (c. 1628–1670)’ / in Oxford Dictionary of National Biography (hereafter ODNB), ed. Henry C. G. Matthew and Brian Harrison, 60 vols. Oxford, 2004.
[4] Возможный перевод: «Новый пресвитер – тот же поп, только пишется длиннее».
[5] Dictionary of National Biography, 1885–1900, Vol. 50 – Rust, George https://en.wikisource.org/wiki/Dictionary_of_National_Biography,_1885-1900/Rust,_George
[6] Hutton S. Henry More and Anne Conway on Preexistence and Universal Salvation / in M. Baldi (ed.), “Mind Senior to the World”: Stoicismo e Origenismo nella Filosofia Platonica del Seicento Inglese. Milan, 1996. Р. 113–25 (113): «Origenist moment in English theology», или «origenistischen moment innerhalb der englischen Theologie» (Hengstermann C. George Rusts “Letter of Resolution Concerning Origen” and the Chief of his Opinions. Manifest eines neuzeitlichen Origenismus // Adamantiana: Texte und Studien zu Origenes und seinem Erbe / Texts and Studies on Origen and his Legacy, Bd. 4. Kolloquien zum Nachleben des Origenes I. Die Cambridge Origenists. George Rusts Letter of Resolution Concerning Origen and the Chief of his Opinions. Zeugnisse des Cambridger Origenismus, herausg. von A. Fürst und C. Hengstermann. Münster: Aschendorf Verlag, 2013. S. 12 ).
[7] Ibid.
[8] К. А. Патридес (Constantinos Apostolou Patrides «The High and Aiery Hills of Platonisme»: An introduction to the Cambridge Platonists, in: ders. (Hg.), The Cambridge Platonists, Cambridge / New York 1969, 1–42, hier 2) выразительно говорит о «великом Оригене», который послужил Кембриджским платоникам в качестве важного гаранта их иренианского платонизма. В этом контексте Патридес также высказывает более общую идею о связи между платонизмом и оригенизмом в западной интеллектуальной истории, к которой стоит присмотреться: «Я склонен думать, что развитие платонизма на Западе можно рассматривать с точки зрения периодических отклонений в сторону Оригена. Путь ведёт от его осуждения Святым Иеронимом, господствовавшего на протяжении многих лет в пустыне Средневековья, до его принятия флорентийскими неоплатониками, и особенно Эразмом, Колетом и сэром Томасом Мором».
[9] Lewis M. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… P. 45; https://doi.org/10.1093/oso/9780198807025.003.0002.
[10] More H. ΨΥΧΩΔΙΑ PLATONICA: or a Platonicall Song of the Soul. Cambridge: Printed by Roger Daniel, Printer to the University, 1642 // Philosophicall Poems, by Henry More: Master of Arts, and Fellow of Christs Colledge in Cambridge, 1647; The Complete Poems of Dr. Henry More (1614–1687) for the first time collected and edited by the Rev. Alexander B. Grosart… St. Georges, Blackburn, Lancashire: printed for private Circulation, 1878.
[11] См. там же.
[12] Clerselier C., ed. Lettres de Mr. Descartes, Vol. I. Paris: Charles Angot, 1657, pp. 308–404.
[13] См. первое письмо Мора – Декарту от 11 дек. 1648, Бахвалова О. Ю., Цыб А. В. Из переписки Г. Мора и Р. Декарта 1648–1649 гг. Предисловие к публикации. Мор Г. Первое письмо Р. Декарту. Схолии к ответу Р. Декарта на первое письмо Г. Мора / Пер. с лат. Бахваловой О. Ю., Цыба А. В. // Вопросы философии. 2023. № 1. С. 142.
[14] По изд.: More H. The Immortality of the Soul, ed. A. Jacob / International Archives of the History of Ideas, 122. Dortrecht: Martinus Nijhoff Publishers, 1987. P. 28.
[15] Hengstermann C. George Rusts Letter of Resolution Concerning Origen and the Chief of His Opinions manifest eines neuzeitlichen Origenismus // Adamantiana. Band 4, Kolloquien zum nachleben des Origenes I. Die Cambridge Origenists. George Rusts Letter of Resolution… Zeugnisse des Cambridger Origenismus, herausg. von A. Fürst und C. Hengstermann. Münster: Aschendorf, Verlag, 2013. S. 12.
[16] «…Origenes Adamantius, that Miracle of the Christian World»: More H. The Preface General / in: A Collection of Several Philofophical Writings, vol. I. London: Printed by James Flesher, 1662. P. XXI.
[17] ᾽Ωριγένης κατὰ Κέλσου, ἐν τόμοις ηʹ. Τοῦ αὐτοῦ Φιλοκαλία. Origenis Contra Celsum libri octo. Ejusdem Philocalia. Gulielmus Spencerus, Cantabrigiensis, Collegii trinitatis Socius, utriusque operis versionem recognovit, & Annotationes adjecit. Cum indice Rerum et Verborum Locupletissimo, Cantabrigiae, 1658. См.: Hengstermann C. George Rusts Letter… S. 12.
[18] Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… P. 45; а также: Nicolson M. H. Christ’s College and the Latitude-Men // Modem Philology, 1929, № 27. Р. 35–53; Nicolson M. H. (ed.) The Conway Letters: The Correspondence of Anne, Viscountess Conway, Henry More, and their Friends, 1642–1684. London, 1930.
[19] Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… Р. 44–47; Rust G. A Discourse of Truth, in Two Discourses, ed. Joseph Glanvill. London, 1677.
[20] Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… P. 47.
[21] Ibid. P. 48.
[22] Ibid.
[23] Hutton S. Henry more and Anne Conway on Preexistence and Universal Salvation // In: Marialuisa Baldi (Hg.), “Mind Senior to the World”. Stoicismo e origenismo nella filosofia platonica del Seicento inglese. Mailand, 1995. Р. 113.
[24] Ibid.
[25] Ibid. p.46; а также: Ralph Cudworth. The True Intellectual System of the Universe. London, 1678, 1. 1. 34. P. 43–44.
[26] Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… P. 46; Samuel Parker. An Account of the Nature and Extent of the Divine Dominion and Goodnesse. Oxford, 1666, P. 44–111.
[27] Ibid. P. 48.
[28] Ibid.: Rust, Discourse of Reason, 35–41.
[29] Rust G. The letter of Resolution concerning Origen and his chiefest Opinions. London, 1661. P. 14.
[30] Rust G. A Discourse of the Use of Reason in Matters of Religion, trans. with annotations Henry Hallywell. London, 1683; Lewis M. A. Pastoral Platonism in the Writings of Henry Hallywell (1641–1703) // The Seventeenth Century, 2013, № 28. P. 441–463 (450–1); Eadem. Henry Hallywell (1641–1703), a Sussex Platonist // Sussex Archaeological Collections, 2013, № 151. P. 115–127 (118, 122).
[31] Lewis M. A. ‘Think on These Things’: Benjamin Whichcote and Henry Hallywell on Philippians 4:8 as a Guide to Deiformity. / In: Hedley, D., Leech, D. (eds) Revisioning Cambridge Platonism: Sources and Legacy. International Archives of the History of Ideas Archives internationales d’histoire des idées, vol 222, Springer, Cham., 2019, https://doi.org/10.1007/978-3-030-22200-0_8 https://doi.org/10.1007/978-3-030-22200-0.
[32] Smith J. Select Discourses, ed. John Worthington. London, 1660.
[33] Lewis M. A. & oth. “Origenian Platonisme” in Interregnum Cambridge… P. 52: Ingelo N. The perfection, authority, and credibility of the Holy Scriptures. Discoursed in a sermon before the University of Cambridge, at the commencement, July 4. 1658 / By Nathanael Ingelo D. D. and Fellow of Eton Coll. London: Printed by E. T., 1659. P. 87–95, 121, 157–159. Точный месяц выхода «Contra Celsum» (1658) в переводе Уильяма Спенсера неясен, хотя подпись посвящения указана 1 июля. Ингело в своем «Послании посвящения Джону Ворфингтону» от 16 августа 1658 г. говорит, что он включил некоторые вещи [из этого перевода] в печатную версию своей проповеди, для чего у него не было времени в проповеди устной, так что возможно, что он добавил ссылки на Оригена в течение шести недель после публичного выступления.
[34] Ibid.
[35] Ingelo N. Bentilvolio and Urania. London, 1660 (втор. изд. 1664).
[36] Ibid. P. 53: «Текст Ингело, зафиксированный в письмах Ворфингтона (Worthington Correspondence, I. 112–13), представляет собой сборник стихов из Псалма 32 и других псалмов; в английском переводе Ингело (см.: Bodleian Library, Wood 398, 13–14) [в сборнике одиночных печатных листов, собранных Энтони Вудом], по поводу чего существует записка с изложением обстоятельств другого исполнения этой работы в Гилдхолле, Лондон, 12 июля 1660 года, в присутствии короля и двора; латинские и английские тексты были напечатаны на широкоформатных листах и распространены среди аудитории. Еще один текст Ингело, также известный как “Гимн Евхаристии” (Hymnus Eucharisticus), также был поставлен на музыку Роджерса в Колледже Магдалины в Оксфорде; Роджерс был капельмейстером (Informator Choristarum) в Колледже Магдалины в 1665–1685 гг. Этот текст, более известный как “Те Deum Patrem colimus”, исполнялся на башне Магдалины майским утром; он был выпущен на аудио-CD под названием “Музыка для мая утра” (Cantoris Records, 1992) с нотами Марка Хизера (Heather)».
[37] Adamantiana: Texte und Studien zu Origenes und seinem Erbe / Texts and Studies on Origen and his Legacy, Bd. 4. Kolloquien zum Nachleben des Origenes I. Die Cambridge Origenists. George Rusts Letter of Resolution Concerning Origen and the Chief of his Opinions. Zeugnisse des Cambridger Origenismus, herausg. von A. Fürst und C. Hengstermann. Münster: Aschendorf, Verlag, 2013. S. 286–305.
[38] См.: Hengstermann C. George Rusts “Letter of Resolution Concerning Origen”… S. 13; Glanvill J. Lux Orientialis, London, 1662.
[39] Dictionary of National Biography, 1885–1900, Vol. 50…
[40] Origen against Celsus translated from the original into English by James Bellamy… Origen, Bellamy, James. London: Printed by B. Mills and sold by J. Robinson… [1660?], http://name.umdl.umich.edu/A70747.0001.001. Несмотря на то, что труд датирован временем Г. Мора и Дж. Раста, К. Хенстерман уточняет: «Из-за ссылок на «Querelle des Anciens et modernes» и различных умерших к тому времени авторов указанный год можно с уверенностью исключить. Труд является более поздним вкладом в Оригенистический Ренессанс, вызванный Кембриджскими Платониками. Тем не менее, он также свидетельствует об особом интересе к поздним работам Оригена» (Hengstermann C. George Rusts “Letter of Resolution Concerning Origen”… S. 14).
© А. В. Цыб, 2023